Сборник информационно-аналитических материалов «Русский язык как иностранный в системе подготовительных отделений российских вузов»

Сборник информационно-аналитических материалов

Предлагаемый сборник адресован работникам высшей школы России, занимающимся привлечением иностранных абитуриентов на обучение, представителям органов власти и управления в сфере высшего образования и гуманитарного сотрудничества, руководителям и сотрудникам агентств академической мобильности, членам общественных объединений и всем тем, кого интересует проблематика международного сотрудничества в сфере образования.

В сборник вошли материалы исследования, проведенного Обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) в 2016 году. Приступая к выполнению проекта, специалисты РОПРЯЛ ставили перед собой задачу всесторонне охарактеризовать состояние подготовительных отделений учреждений высшей школы России на примере девяти университетов в каждом из федеральных округов Российской Федерации.

При выборе вузов — участников исследования авторы данной работы придерживались широкой трактовки понятия «подготовительное отделение», понимая под этим термином не только структурные подразделения, где, наряду с языковыми компетенциями, зарубежные учащиеся овладевают системой предметных знаний в зависимости от программы основного курса (так называемые подготовительные факультеты), но и вузовские языковые центры, где внимание учащихся сосредоточено только на изучении русского языка как иностранного, с варьированием языка будущей специальности.

Важным требованием проекта было обеспечение широкого географического охвата исследования, позволяющего выделить общие особенности набора иностранных абитуриентов, а также зафиксировать региональные вариации рассматриваемой практики. В ходе переговоров согласие на участие в исследовании дали: по Центральному федеральному округу — Российский университет дружбы народов (РУДН); по Северо-Западному федеральному округу — Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); по Южному федеральному округу — Южный федеральный университет (ЮФУ); по Приволжскому федеральному округу — Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ); по Северо-Кавказскому федеральному округу — Пятигорский государственный университет (ПГУ); по Крымскому федеральному округу[1] — Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (КФУ); по Уральскому федеральному округу — Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (УрФУ); по Сибирскому федеральному округу — Сибирский федеральный университет (СФУ); по Дальневосточному федеральному округу — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

Избранный авторами широкий ракурс исследования был последовательно реализован при составлении опросных листов для всех участников процесса обучения: представителей вузовского менеджмента, осуществляющих управление процессом набора и обучения иностранных абитуриентов, педагогов-русистов, которые непосредственно преподают русский язык будущим студентам, и, конечно, самих абитуриентов. Представляется, что такой подход к отбору респондентов позволил сделать исследование более объективным с точки зрения репрезентативности участников, а его результаты — более точными.

Предлагаемый сборник не рассматривает вопросы преподавания русского языка на подготовительных отделениях изолированно: учитывая знаковую роль данных отделений в системе обучения иностранных граждан в России в целом, в этой книге были проанализированы причины выбора российских вузов иностранцами, структурные формы организации подготовительных отделений, вопросы их маркетинговой деятельности, особенности развития академической инфраструктуры. Не осталось в стороне и содержание подготовительных программ: был проведен сопоставительный анализ аспектно-тематического наполнения этих программ, их продолжительности, рассмотрены вопросы учебно-методического обеспечения.

Выбор стадии довузовской подготовки в качестве объекта исследования был обусловлен высокой значимостью этого этапа в процессе адаптации иностранных учащихся: именно с освоения русского языка начинается процесс получения российского образования для каждого иностранного абитуриента, и от того, насколько благоприятным станет прохождение данного этапа, зависит успех дальнейшей учебной деятельности будущего зарубежного специалиста. Исследование направлено на определение потенциальных «точек роста» российских университетов в данной сфере, а также на выявление тех проблем, с которыми сталкиваются наши коллеги в своей повседневной работе.

[1] Указом Президента Российской Федерации № 375 от 28 июля 2016 года «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти» Крымский федеральный округ был упразднен и включен в состав Южного федерального округа.

Перейти к заказу бесплатного сборника материалов

 

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»

Бесплатный экземпляр сборника можно получить, заполнив форму заказа


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, заполнив форму заказа

IV Педагогический форум

IV Педагогический форум

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес