Экспертная работа

Исследование системы проведения экзамена для трудящихся-мигрантов

В феврале-марте 2016 года Российское общество преподавателей русского языка и литературы провело исследование по вопросам функционирования системы проведения экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

В результате исследования специалистами «РОПРЯЛ» было подготовлено описание системы проведения экзамена в 87 тестирующих центрах 22 субъектов Российской Федерации, в числе которых: Алтайский край, Белгородская область, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская республика, Калининградская область, Калужская область, Кировская область, Курская область, Ленинградская область, Москва, Нижегородская область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Карелия, Саратовская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ.

В ходе исследования проводилась оценка соответствия процесса тестирования в регионах положениям Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также международным признанным принципам языкового и интеграционного тестирования – валидности, надежности, учета социальных последствий, практичности, качества организации и управления, которые описаны в международных стандартах языкового тестирования. Также специалистами «РОПРЯЛ» были проанализированы меры по защите персональных данных тестируемых и соответствие процедуры отбора тестирующих организаций антимонопольному законодательству.

Исследование позволило выделить ключевые проблемы, связанные с организацией и проведением экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на региональном уровне. Так, были выявлены факты недопустимого разделения специализации тестирующих организаций в зависимости от гражданства тестируемых, что не предусмотрено федеральным законодательством и противоречит принципам равенства.

Системной проблемой является отсутствие у тестирующих организаций компетенций в области русского языка и лингводидактического тестирования: как выяснилось, 67% всех уполномоченных организаций в рассмотренных субъектах федерации не имеют каких-либо структурных подразделений, специализирующихся на изучении, преподавании русского языка, русского языка как иностранного. Из всех уполномоченных центров лишь 28% относятся к высшей школе, 26% представляют собой средние общеобразовательные школы, 37% – учреждения среднего профессионального образования, 9% – частные образовательные организации. Примечательно, что в ходе исследования не были обнаружены какие-либо сведения о проведении конкурсного отбора при определении перечня тестирующих организаций.

В числе проблем, также выявленных в результате исследования, были отмечены отсутствие единых требований к проверке уровня сформированности коммуникативных компетенций иностранных граждан при проведении экзамена, отсутствие в большей части рассмотренных регионов сведений о процедуре разработки контрольно-измерительных материалов. Исследование показало, что структура разрабатываемых контрольно-измерительных материалов неоднородна: в отдельных тестирующих организациях структура теста не включает субтесты «Говорение», «Письмо» и «Аудирование». В отдельных регионах в ходе тестирования не проверяются умения и навыки тестируемых в устной речи.

Исследование позволило зафиксировать существенный диапазон варьирования по целому ряду параметров, определяющих процедуру проведения экзамена, таким как длительность его проведения (от 60 до 130 минут), стоимость (диапазон варьирования цены за проведение одного и того же экзамена в различных регионах – от 300 рублей до 5300 рублей), сроки выдачи, территория и продолжительность действия документа.

В 11 субъектах Российской Федерации в используемых уполномоченными организациями контрольно-измерительных материалах были зафиксированы прямые заимствования тестовых заданий. В общей сложности в ходе исследования было выявлено более 400 заимствований.