О III Конгрессе РОПРЯЛ

В Санкт-Петербурге 11-13 октября2012 г. проходил III Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Конгресс был организован Российским обществом преподавателей русского языка и литературы при финансовой поддержке Фонда «Русский мир». В нем приняли участие около 400 участников из разных городов России. Участников Конгресса приветствовали президент Санкт-Петербургского университета, Президент РОПРЯЛ Л. А. Вербицкая и заместитель исполнительного директора Фонда «Русский мир» В.В. Кочин.

На пленарном заседании был прочитан доклад А.Д. Шмелева, посвященный  вопросам описания русской языковой картины мира, точкам соприкосновения и методам изучения русского языка и русской культуры, и совместный доклад И.Н. Сухих и С.П. Белокуровой, в котором был представлен школьный УМК по литературе XXI века.

По сравнению с предыдущими конгрессами существенно расширилась тематика III конгресса РОПРЯЛ. Заседания по 7 научным направлениям были посвящены актуальным вопросам социокультурного функционирования русского языка, лингвокультурологии, русской литературы, методики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного, создания современных учебных комплексов. Особое внимание было посвящено обучению русскому языку мигрантов и членов их семей, а также вопросам компьютерной лингводактики.  Состоялись 8 круглых столов, в том числе круглый стол редакторов журналов в области русистики, который проводился впервые в истории РОПРЯЛ.

Конгресс определил основные тенденции развития современной русистики, сформулировал ключевые проблемы функционирования и преподавания русского языка, литературы и культуры.  В качестве приоритетных он определил следующие направления поддержки русского языка и культуры:

1. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих в средних и высших образовательных учреждениях. В целях координации осуществления учебных программ, обмена опытом и получения «обратной связи» от педагогов-русистов представляется целесообразным ежегодно проводить отдельные педагогические форумы для русистов, работающих в Российской Федерации, а один раз в три года – общий форум, объединяющий специалистов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Проводимые в разных городах России, подобные форумы должны обобщать, анализировать и систематизировать передовой опыт в области сохранения русского языка и реализации разнообразных программ гуманитарного сотрудничества (федеральных целевых программ Минобрнауки РФ, грантовых программ Фонда «Русский мир», Россотрудничества, МФГС и др.).

2. Создание нового поколения учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для образовательных учреждений средней и высшей школы. Различным регионам России требуется такая учебная литература, которая будет учитывать лингвокультурологическую ситуацию и специфику преподавания русского языка в каждом из этих регионов. Для реализации этого направления особенно важным представляется установление единых принципов мониторинга функционирования и преподавания русского языка в регионах Российской Федерации и регулярное проведение такого мониторинга. Серьезное внимание следует уделять вопросам участия межрегиональных авторских коллективов в разработке и адаптации учебного материала с учетом специфики языков народов России, апробации и рецензированию учебников, разработке многокомпонентных учебно-методических комплексов на их основе.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс изучения русского языка и популяризации отечественного историко-культурного наследия на всей территории России. Необходимо более интенсивное использование технологий дистанционного обучения, информационно-справочных Интернет-ресурсов и интерактивных приложений в повышении квалификации педагогического состава школ и вузов России, в самом учебном процессе, а также при осуществлении контроля сформированных знаний.  Существенным методическим потенциалом обладают мультимедийные приложения с использованием технологии «дополненной реальности», способные интегрировать в единое учебное пространство словари, обучающие программы по русскому языку, интерактивные хрестоматии, художественные и документальные фильмы, виртуальные экскурсии по городам и музеям России, видеолекции ведущих русских ученых и многое другое.

4. Организация сезонных молодежных лагерей страноведческой направленности. Значимой мерой повышения интереса к родному языку и культуре своей страны у молодых россиян является практика организации зимних и летних лагерей, включающих, наряду со спортивными мероприятиями, практические занятия в области страноведения, русского языка, ораторского искусства, экскурсионные программы, встречи с представителями творческой интеллигенции, показы художественных и документальных фильмов о России.