Резолюция научно-практического семинара «Изучение и преподавание русского языка и литературы в поликультурном пространстве»

Учалинский район республики Башкортостан, 30 апреля -3 мая 2015 г.

В настоящее время русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России требует более пристального внимания к его роли в жизни современного общества.

Русский язык, литература и российская культура являются той основой, которая объединяет общество, все его социальные и региональные составляющие. Вопросы сохранения, распространения и развития русского языка напрямую связаны с национальной безопасностью нашей страны. В связи с этим актуальными представляются проблемы изучения и преподавания литературы, русского языка как родного и как неродного в российском многонациональном лингвокультурологическом пространстве.

Русский язык занимает достойное место во всех сферах экономической и общественной жизни Республики Башкортостан как язык государственный, язык науки, образования, искусства, как язык межнационального и межкультурного общения, как родной язык этнических русских. В сфере образования он изучается как государственный во всех типах школ; как язык межнационального общения в нерусских школах; как родной язык в русских школах. Вместе с тем в республике решается проблема сохранения национального многоцветья языков и культур в рамках единой государственности. Цель лингвистического образования в республике – формирование полилингвальной толерантной языковой личности, способной к межкультурной коммуникации.

Цель Научно-практического семинара, проводимого Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и Башкирским государственным университетом, — отметить имеющиеся достижения и в то же время выявить проблемные моменты в организации учебного процесса, изучении и преподавании русского языка и литературы в поликультурном языковом пространстве, подготовке учительских кадров, повышении их профессиональной квалификации, общего культурного уровня и развитии творческих способностей учащихся.

Участники Научно-практического семинара констатируют высокий научно-методический уровень исследований актуальных проблем изучения и преподавания русского языка и литературы в поликультурном пространстве Республики Башкортостан. В работе семинара приняли участие преподаватели и студенты вузов, учителя и учащиеся школ, деятели культуры и искусства.

Заслушав и обсудив доклады, участники научно-практического семинара приняли настоящую резолюцию:

  1. I. 1. Обратиться в Министерство образования и науки РФ и РАО с предложением

— уточнить статус и жанр выпускного сочинения;

— определить степень возможности использования литературных текстов на выпускном сочинении.

  1. Обобщить накопленный в Республике Башкортостан опыт формирования универсальных учебных действий как основы гармоничного развития личности обучающихся в условиях непрерывного лингвистического образования с целью его распространения.
  2. Провести экспертизу текстов-образцов в части 21 ЕГЭ по русскому языку на соответствие возрастным особенностям выпускника.
  3. Обратиться в ФИПИ с предложением о целесообразности определения жанра сочинения по тексту-образцу в части 2 ЕГЭ по русскому языку.
  4. Обратиться в Совет директоров российского консорциума с просьбой ограничить число коммерческих организаций, получающих право на тестирование иностранных граждан, а также усилить контроль над их работой.
  5. II. Российскому обществу преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)

— рассмотреть возможность придания Научно-практическому семинару «Изучение и преподавание русского языка и литературы в поликультурном пространстве» статуса «традиционный».

— обсудить возможность привлечения к работе Научно-практического семинара зарубежных участников.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»


 



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес