Резолюция II Педагогического форума Русского мира (1-2 ноября 2015 года, Владимир)

Резолюция Второго педагогического форума Русского мира «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве»

Участники форума обсудили актуальные проблемы развития русского языка и литературы как основы современного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми, он также является главным инструментом формирования гражданской самоидентификации. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений. Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам. Полноценное существование русского языка и литературы в мире невозможно без широкой читательской аудитории внутри страны, без сообщества людей, увлеченных русским языком как жизненной ценностью. Формирование такой аудитории с серьезными культурными запросами – важнейшая задача школы вообще и преподавания учебных предметов «русский язык» и «литература» — в частности.

Названные проблемы были обсуждены на секционных заседаниях и круглых столах.

Секция «Качество филологического образования в современной школе»:

Работа секции была посвящена проблемам, связанным с качеством филологического образования в общеобразовательной школе. Рассматривались различные аспекты этих проблем, имеющие как частный, методический, так и общий, методологический характер.

Участники секции подчеркивали безусловную связь между качеством филологического образования и новыми дефицитами в профессионализме учителя-словесника. К ним отнесены дефициты в методах мотивации учеников к осознанному чтению и сложность задач выбора доступного языка объяснения филологических знаний.

На секции развернулась достаточно острая полемика о категориях «должного» и «желаемого» в отношении школьного чтения, об «идеальном» и «реальном» объеме добровольного, заинтересованного чтения подростками классических художественных текстов.

Участники секции многократно обращались к обсуждению Концепции преподавания русского и литературы, предложенной Рабочей группой, созданной по иницитаиве Государственной думы.

В конкурсных выступлениях участников педагогического форума познакомили с методикой воспитания эмпатии у подростков при анализе художественного текста, с творческим проектом по созданию сочинений в жанре «фанфикшен, то есть продолженное за автором сочинение», с приемами профессионально ориентированного обучения русскому языку, вопросами систематизации при анализе слов, проблемами метапредменых языковых практик и воспитании языковой личности с опорой на разные модели языковых практик ученика и учителя.

Секция «Новые методы и технологии на службе у русского языка и литературы»

В конкурсной программе секции были представлены 7 материалов, касающихся проблемы использования мультимедийных, интерактивных технологий при обучении русскому языку и литературе. Авторы представили инновационный опыт в области школьного предметного обучения, внеурочной деятельности, вузовского филологического образования.

Экспертный анализ заявленных проектов и дискуссионного кейса, предложенного модераторами секции, позволяет говорить о том, что наиболее востребованы проекты, направленные на компенсацию объективного дефицита умений учителя в развитии «филологического творчества ученика» как значительного мотивационного ресурса в изучении русского языка и литературы.

Актуальной является постановка вопроса о сочетании методов формального и формирующего (сопровождающего) оценивания в работе учителя-словесника. Сетевое сообщество учителей способно быть коллективным экспертом качества «новых технологических инструментов» в преподавании русского языка и литературы.

Секция «Современный русский язык в вузе»

В рамках работы секции и конкурсной программы были обсуждены вопросы разработки учебно-методических пособий для вузовской образовательной практики, дополнительные образовательные программы для повышения квалификации специалистов по русскому языку, проанализированы концептуальные основы   построения комплексных экзаменов. Большой интерес вызвало обсуждение концепции построения лингводидактического описания компетенций обучающихся в сфере русского языка как иностранного.

Cекция «Развитие читательской культуры»

Во время работы секции была зафиксирована положительная динамика развития культуры чтения учащихся, усиление общественного внимания к значимости этого вопроса в течение “Года Литературы”.

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание читатеющего поколения, способного к осознанному и продуктивному чтению, сохранению и развитию классического литературного наследия. При этом воспитание ученика-читателя не может идти в отрыве от современного литературного потока, одной из актуальных проблем является слабая вовлеченность в этот поток и детей и взрослых, важно развивать формы организации внеурочной детяльности и дополнительного образования, связанные с изучением современной литературы.

Участники секции обсуждали вопросы развития культуры чтения в современном электронном мире с опорой на сетевые ресурсы, современные носители текста, дистанционное образование. Была зафиксирована потребность в систематизации и распространении передового педагогического опыта приобщения детей и взрослых к чтению, в том числе — через дистанционное образование и сетевые ресурсы.

Участники секции отметили, что задача приобщения к чтению не может рассматриваться исключительно как задача учителей литературы, представляется важным вовлечь в этот процесс всех педагогов школы.

Секция «Зарубежная русистика»

Участники секции отметили существенный прогресс в развитии зарубежной русистики на современном этапе. Предметом обсуждения стали методики диагностики качества и развития русской речи, инструменты формирования увлеченности русским языком и литературой; были озвучены и закономерные затруднения, которые испытывают преподаватели русского языка и литературы в условиях ограниченной русскоязычной среды. Как и на других секциях, в центре осмысления были вопросы мотивации изучения русского языка и литературы, значительный интерес вызвали практикоориентированные методики развития мотивации изучения русского языка.

Участники второго педагогического форума Русского мира приняли следующие рекомендации в адрес педагогического сообщества:

 

  1. Учитывая высокую значимость принятия взвешенной концепции преподавания русского языка и литературы в России, рекомендовать провести широкое общественное обсуждение этого документа в педагогических коллективах современной школы, вуза, системы повышения квалификации учителей. Необходимо создавать инструменты распространения ключевых положений Концепции среди всех участников образовательного процесса. Организаторам обсуждения Концепции важно понимать, что это документ, ориентированный не только на отдельную образовательную область, но на современную развивающуюся российскую школу в целом.

 

  1. Рассматривая позитивную мотивацию учащихся к изучению русского языка как ведущий фактор повышения качества филологического образования   продолжить изучение и описание передовых педагогических практик в этой области, просить РАО провести всероссийскую научно-педагогическую конференцию, посвященную научному анализу этой проблемы.

 

  1. Непрерывное филологическое образование сегодня является актуальным дефицитом в системе образования в целом. Динамичное развитие языка, филологического знания, информационных технологий требует новых подходов к обучению грамотности, освоению новых аспектов речевой деятельности, способов коммуникации и ресурсов творчества. Критерием эффективности непрерывного филологического образования должен становиться интерес личности к его новым формам, включая дистанционные. Важно поддерживать инициативы, направленные на разработку современных программ и учебных пособий по русскому языку и литературе для взрослых.

 

  1. Развитие культуры чтения общества следует рассматривать как один из приоритетов государственной образовательной политики. Способами реализации этого направления могут стать проекты и программы, направленные на расширение читательского кругозора, освоение новых форматов знакомства с литературным процессом, заинтересованный диалог авторов и читателей, организованный на привлекательных для молодежи площадках и в актуальных форматах, признанных в мировом читательском процессе. Условиями для формирования молодежного сообщества, увлеченного чтением, развития читательского вкуса являются доказавшие свою востребованность проекты и программы вовлечения детей и взрослых в читающие сообщества. Важно создать условия, при которых будет реализован девиз «От Года Литературы к Читающей стране».

 

  1. При планировании следующего Форума деление участников секций и конкурсной программы на вузовское и школьное сообщества представляется нецелесообразным, поскольку существенно снижает эффективность обсуждения проблем, являющихся общими и взаимообусловленными. Важно сохранить принцип широкого вовлечения специалистов по зарубежной русистике в работу Педагогического Форума.

 

  1. Общественное жюри в качестве победителей Конкурсной программы назвало следующих педагогов:

 

  1. Сергеева Вера Борисовна «Инновационные технологии литературного образования»;
  2. Степихов Антон Анатольевич «Развитие проекта «Видеолекции для вузов»
  3. Малкова Юлия Владиславовна «Развитие эмоций учащихся при изучении русского языка и лиетартуры»
  4. Мокшина Юлия Львовна «Сочинение в стиле фанфикшен»
  5. Друговейко-Должанская Светлана Викторовна «Письмо, графика, орфография и пунктуация для вузов Российской Феедерации
  6. Попова Татьяна Игоревна «Концепция создания лингводидактического описания компетенций в сфере русского языка как инстранного»
  7. Каменский Алексей Михайлович «Проект организациии программы детской премии писателям — «Добрая Лира»»
  8. Кангизер Виктория Ремуальдовна

Литвиненко Галина Андреевна “Янтарь — дар Солнца: технология приобщения к чтению учащихся средствами предметов естественнонаучного цикла».

  1. Теркунов Вячеслав Исаевич “Мониторинговая программа изучения русской речи жителей Донбаса”.
  2. Чжан Цзы Ли “Учебно-методический комплекс по литературе русского зарубежья в Китае”.

 

 

 

 

 

 

 

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес