Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации как преподавание русского языка как неродного в школах РФ

Информация пресcлужбы с сайта Государственного Совета РТ

27 ноября в Госсовете РТ прошел круглый стол, посвященный обсуждению такого аспекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации как преподавание русского языка как неродного в школах РФ. Инициатором проведения дискуссии стала Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Модератором круглого стола выступила заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова.

Около месяца назад Концепция была вынесена на широкое общественное обсуждение. Ее разработка ведется под непосредственным руководством Председателя Госдумы ФС РФ Сергея Нарышкина, а к работе над документом привлечены ведущие научные организации страны – Институт русского языка Российской академии наук, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и другие. Пристальное внимание к концепции также приковано со стороны научно-педагогической общественности Республики Татарстан и обусловлено тем, что преподавание русского языка и литературы в национальной школе имеет ряд особенностей и их учет в концепции важен для республиканской системы образования.

По принципиальным позициям, не учтенным в тексте, было подготовлено обращение Президента РТ Рустама Минниханова на имя Председателя Государственной Думы России.

В круглом столе приняли участие эксперты в области русского языка и литературы из Казанского федерального университета, Института развития образования РТ, директора школ и преподаватели школ республики представители Аппарата Президента РТ, Министерства образования и науки РТ, Академии наук РТ.

Заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова подчеркнула, что Татарстан – многонациональная республика с двумя государственными языками. «Это данность, в 1990-е годы это стало предметом политического компромисса и основой примирения, фундаментом сегодняшнего мирного житья в республике», – сказала она, подчеркнув, что Татарстан при этом может гордиться своим научно-педагогическим опытом в преподавании русского языка и литературы в школе.

Высокий, качественный уровень развития и использования русского языка в Татарстане отметила Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. В своем выступлении на круглом столе она подчеркнула крайнюю актуальность обсуждения имеющихся в концепции преподавания русского языка и литературы недостатков.

Позицию Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам выразил его председатель Разиль Валеев. Парламентарий подчеркнул, в Конституции России четко сказано: каждый имеет право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Это прописано и в федеральном законе о языках народов России.

«Я сам окончил татарскую школу, все предметы с первого по одиннадцатый класс изучал на татарском языке, потом учился в Казанском государственном университете, Литературном институте имени Горького в Москве и никогда себя ущербным не чувствовал», – добавил Разиль Валеев. И напомнил, что большой урон языкам народов России был нанесен уже тогда, когда было решено, что ЕГЭ школьники будут сдавать только на русском – сразу начался отток желающих отдавать детей в национальные школы, а принятие этой концепции грозит в перспективе гибелью языка…

«Я считаю, в многонациональной России для сохранения межнационального согласия необходимо принять и концепцию преподавания национальных языков и литератур», – выразил мнение Разиль Валеев.

Директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) Леонид Московкин выделил как минимум три ситуации, которые необходимо учитывать при разработке концепции – преподавание русского языка и литературы в русскоязычной школе, в школе, где русский язык преподается как иностранный и преподавание русского в полиэтнической школе. При этом в Татарстане, по его словам, можно выделить и другие ситуации.

«Никогда не видел российских школ с преподаванием на родном языке, где бы показатели ЕГЭ были ниже, чем в русскоязычных школах», – отметил эксперт. Он также добавил, что подход к улучшению качества образования ради хорошей сдачи ЕГЭ неприемлем, наоборот, рост показателей ЕГЭ должен стать итогом хорошего образования.

Председатель Координационного Совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова подчеркнула, что большим пробелом в российском образовании является то, что в школьной программе по литературе практически отсутствуют произведения писателей и поэтов – представителей народов России.

Заведующая отделением русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Резеда Мухаметшина вместе с директором Института филологии и МКК КФУ Радифом Замалетдиновым явились единственными учеными – представителями национальных республик, включенными в процесс разработки концепции.

В этот день на круглом столе Резеда Мухаметшина выразила позицию национальной республики – а именно то, что развитие русского языка в России необходимо рассматривать нераздельно от развития культур и языков народов, проживающих в стране. «Девиз «наша цель – единая Россия» не раз повторял в своих выступлениях Президент России Владимир Путин», – обратила внимание на отношение к проблеме главы государства Резеда Мухаметшина.

При разработке концепции столкнулись различные позиции.

Так, одни из разработчиков концепции указывают на то, что «на сегодняшний день более 4 тысяч школ РФ дают образование не на русском языке, что ставит граждан России в неравные условия». По их мнению, «игнорирование данной проблемы неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой утратой национальной безопасности».

Данный тезис – один из главных, которые на данный момент оспаривается учеными из Татарстана, он называется ими «конфликтогенным и противоречащим действующему законодательству». Этой позиции придерживается и руководство Республики Татарстан.
На круглом столе в этот день не раз звучала позиция, что многообразие в России является залогом успешного развития страны.

Позицию профильного министерства республики озвучил первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов. Он подчеркнул, что создание такой концепции – «процесс очень нужный и важный, а сам документ является вектором в дальнейшем развитии русского языка и литературы в России».

«Мы действительно полностью поддерживаем создание концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных школах», – сказал первый заместитель министра образования и науки РТ, при этом обратив внимание на то, что на данный момент проект концепции нуждается в доработке.

В целом одобрив проект концепции, участники круглого стола отметили, что часть документа, касающаяся преподавания русского языка и литературы в национальных школах, требует серьезной доработки.

Айгуль Залегдинова, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ ГС РТ

13-960

12-960

7-960

6-960

4-960

3-960

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес