Сессия «РОПРЯЛ – Русскому миру» состоялась в Ростове-на-Дону

Актуальные вопросы преподавания русского языка в полиэтнической среде обсудили участники семинара сессии «РОПРЯЛ – Русскому миру», который состоялся 24-25 ноября в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете. В мероприятии, организованном Российским обществом преподавателей русского языка и литературы при поддержке фонда «Русский мир», приняли участие около 60 педагогов школ Южного федерального округа, а также преподавателей русского языка и литературы учреждений высшей школы.

Открыли мероприятие выступления депутата Законодательного собрания Ростовской области Евгения Ивановича Бессонова, а также исполнительного директора «РОПРЯЛ» Натальи Владимировны Бруновой. В своем выступлении Н.В. Брунова отметила значимость проведения семинара именно в Южном федеральном округе: сегодня округ является полюсом притяжения миграционных потоков, своеобразными «южными воротами» России, что выдвигает ряд серьезных вопросов и перед педагогическим сообществом в части обучения тех граждан, которые решили связать свою дальнейшую судьбу с Россией и русским языком.

Научную программу мероприятия открыл круглый стол «Адаптация мигрантов в полиэтнической и поликультурной среде», модератором которого выступил вице-президент Российской академии образования, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Владимир Валентинович Лаптев. В числе проблем, препятствующих полноценному погружению мигрантов в русскоязычную языковую среду, В.В. Лаптевым были названы невозможность предъявлять к инофону те же требования по предметам, что и к русскоязычным детям, отказ от использования русского языка за пределами школы, отсутствие специальных средств в бюджетах образовательных учреждений на организацию волонтерской работы.

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение на круглом столе проблем несоответствия федеральных образовательных стандартов специфике многонационального контингента средних общеобразовательных школ с преобладанием учащихся, для которых русский язык не является родным. Говоря о необходимости обновления содержания учебников, многие участники дискуссии признали необходимость разработки специальных текстов с информацией об истории, традициях и обычаях народов России.

В качестве одного из вариантов решения проблемы управления мотивацией учащихся мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов была предложена идея внедрения в школы практики миграционного менеджмента. По мнению профессора кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ЮФУ Людмилы Михайловны Сухоруковой, появление в школах должности миграционного менеджера позволило бы предупреждать факты деликвентного поведения учащихся, формировать у них уважительное отношение как к русскому языку как языку межнационального общения, а также к культурам различных народов, населяющих нашу страну.

Работу семинара продолжили лекции, практические занятия и мастер-классы по вопросам преподавания русского языка в полиэтнической среде. Так, об опыте практического применения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ как эффективного инструмента интеграции иностранных граждан в российское общество в своем выступлении рассказала директор школы образовательной подготовки мигрантов при Российском университете дружбы народов Елена Шамильевна Бакасова.

Большой интерес у собравшихся также вызвало выступление профессора, заведующей кафедрой межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ирины Павловны Лысаковой, которая поделилась опытом обучения детей мигрантов русскому языку в Санкт-Петербурге. В своем докладе И.П. Лысакова отметила эффективность курсов повышения квалификации для учителей полиэтнических классов, организуемых на базе РГПУ для учителей различных регионов России, а также представила ряд учебных пособий по русскому языку для армянских, грузинских, азербайджанских учащихся, разработанных коллективом университета. Особый интересу у школьных педагогов вызвал учебно-методический комплекс «Русский букварь для мигрантов» для общеобразовательных российских школ с полиэтническим составом учащихся. Такой букварь предназначен для подготовки детей, не владеющих русским языком, к обучению в 1 классе российской школы.

Второй день семинара был посвящен социолингвистическому аспекту функционирования русского языка в регионе, а также практике тестирования мигрантов по русскому языку. О динамике социо- и лингвокультурной ситуации в Ростовской области рассказала директор Центра языковой и социокультурной адаптации трудовых мигрантов Южного федерального университета Татьяна Валентиновна Милевская. Вопросы функционирования русского языка в другом регионе Южного федерального округа, Республике Адыгея, осветила в своем выступлении ответственный секретарь Ассоциации лингвистов-экспертов «Аргумент» (Майкоп) Индира Аминовна Нефляшева.

 О практике применения европейских стандартов языкового тестирования в проведении комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации рассказал ведущий специалист Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета Георгий Владимирович Александров. Попробовать свои навыки в оценке коммуникативной компетенции кандидатов, желающих получить разрешение на работу, участники семинара смогли на мастер-классе, который провела доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ Елена Вадимовна Косарева.

В рамках семинара также состоялась выставка учебной литературы по тематике семинара, подготовленной издательствами «Просвещение» и «Русский язык. Курсы».

IMG_3863-960

IMG_3877-960

IMG_3885-960

IMG_3887-960

IMG_3892-960

IMG_3895-960

IMG_3911-960

IMG_3929-960

IMG_3932-960

IMG_3936-960

IMG_3949-960

IMG_3860-960

IMG_3862-960

 

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес