Изучение качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей

В ноябре-декабре 2016 года Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) выполнило исследование «Изучение качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей». Проект был реализован в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».

Актуальность создания системы оценки качества в рассматриваемой сфере обусловлена высокой значимостью русского языка как предмета и как метапредметной основы в образовательном процессе российских школ, в том числе школ с полиэтническим составом учащихся. От степени сформированности языковых навыков и умений зависит эффективность освоения учащимися других учебных предметов, а также качество их социальной интеракции.

Вопрос социализации молодежи особенно актуален применительно к представителям народов России. Для учащихся, которые осваивают русский язык как неродной, приоритетной является установка на активный билингвизм, позволяющий осуществлять полноценную познавательную деятельность как на родном, так и на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Немаловажную роль имеет вопрос функционирования русского языка в контексте диалога культур, что принципиально важно для развития толерантной личности.

Участие в проекте приняли представители вузов-членов РОПРЯЛ, имеющие серьезные компетенции в области оценки качества преподавания русского языка: Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Южного федерального университета, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского Федерального Университета, Чеченского государственного педагогического университета. Поддержку проекту также оказала Российская академия образования.

В ходе проекта были систематизированы источники информации по проблемам оценки качества образования и сформирована картотека, объединяющая 81 источник:  материалы научно-практических конференций, справочные порталы, научные монографии, диссертационные исследования, рабочие программы, методические пособия, нормативные акты. На основе анализа источников были разработаны анкеты для директоров школ, учителей русского языка как родного и педагогов, преподающих русский язык учащимся, для которых он не является родным. В ходе онлайн-опросов и  полевых исследований было опрошено 753 респондента в Республике Адыгея, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан и Чеченской Республике, а также в Ростовской области.

В рамках опроса были разработаны онлайн-анкеты, включающие 77 открытых и закрытых вопросов, касающихся отбора учебного материала, особенностей программ, по которым ведется обучение, применения учебно-методических комплексов по русскому языку из федерального перечня учебников, разработки заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий у учащихся, способов управления мотивацией учащихся. Отдельное внимание было уделено целям и способам реализации  регионального и этнокультурного компонента в обучении русскому языку.

Завершающим этапом проекта стала разработка Системы оценки качества преподавания русского языка и литературы, включающей описание возможностей применения систематизированных источников информации по вопросам изучения качества преподавания русского языка, методов оценки, мер внутренней и внешней оценки качества.

Особого внимания в Системе заслуживают методические рекомендации с обобщением результатов оценки современного состояния качества преподавания русского языка в школах с учётом регионального и этнокультурного компонента: описание задач психолого-педагогического содержания, способов стимулирования профессионального развития педагогов, форм научно-методической работы. Разработчиками системы были сформулированы критерии оценки результатов методической работы, а также подготовлены предложения по совершенствованию системы оценки качества билингвального образования в школах.

Созданные РОПРЯЛ материалы могут использоваться органами управления образованием федерального, регионального, муниципального уровня, представителями педагогических вузов, руководителями образовательных организаций, учителями русского языка и литературы, работающими в поликультурной среде, преподающими русский язык как родной и неродной.

Картотека систематизированных источников информации по вопросам изучения качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей

Результаты анкетирования представителей педагогического сообщества

Система оценки качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации (описание и научно-методическое обоснование)

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»

Бесплатный экземпляр сборника можно получить, заполнив форму заказа


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, заполнив форму заказа

IV Педагогический форум

IV Педагогический форум

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес