Итоги работы семинара «Система оценки качества преподавания русского языка в школе: проблемы и перспективы»

28-29 апреля 2017 года, Учалинский район, республика Башкортостан

В настоящее время русский язык как государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения народов России становится предметом пристального внимания со стороны представителей органов управления образованием, педагогического и научного сообщества.

Русский язык является той основой, которая объединяет российское общество и все его региональные особенности, демонстрируя миру общечеловеческие ценности, а также культуру и традиции народов, населяющих наше многонациональное государство. Вопросы сохранения, распространения и развития русского языка напрямую связаны с национальной безопасностью нашей страны, поскольку от их успешного решения во многом зависит качество социализации молодежи, её личностной и профессиональной самоидентификации как в центральных городах, так и в отдаленных регионах. В связи с этим проблемы изучения и преподавания русского языка как родного и как неродного, а также русской литературы в российском полиэтническом лингвокультурном пространстве выходят на передний план научно-педагогической повестки дня.

Названные проблемы были рассмотрены на семинаре «Система оценки качества преподавания русского языка в школе: проблемы и перспективы», который проводился Российским обществом преподавателей русского языка и литературы 28-29 апреля 2017 года в Учалинском районе Республики Башкортостан. В мероприятии приняли участие свыше 60 учителей русского языка из Учалинского,  Белорецкого, Бурзянского, Давлекановского районов республики Башкортостан. В состав делегатов семинара также вошли представители учреждений высшей школы – Московского педагогического государственного университета, Российского университета дружбы народов, Башкирского государственного университета. Научно-исследовательские организации были представлены Российской академией образования и Федеральным институтом педагогических измерений.

На семинаре обсуждалась необходимость дальнейшей разработки объективной системы оценки качества преподавания русского языка в школе, возможные подходы к государственной итоговой аттестации в условиях перехода на ФГОС, содержательный потенциал государственной итоговой аттестации по русскому языку с точки зрения оценки уровня сформированности компетенций выпускника и развития методики обучения.

Отдельно затрагивались вопросы, связанные со спецификой работы учителя в поликультурной среде, коррекцией индивидуальных образовательных траекторий по русскому языку, мерами внутренней и внешней оценки качества, созданием регионально нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации в области оценки качества обучения, способами реализации регионального и этнокультурного компонента в учебном процессе.

В ходе состоявшихся дискуссий собравшиеся пришли к выводу, что система оценки качества преподавания русского языка в школе должна предусматривать комплексный подход при осуществлении контрольных мероприятий, а также обобщение итогов проверки уровней достижения предметных и метапредметных результатов. При этом важно оценивать существующую динамику индивидуальных достижений каждого конкретного школьника. Для этого необходимо системно применять все доступные формы и методы оценки, обеспечивая входной, текущий и итоговый виды контроля.

В этой связи было отмечено, что государственная итоговая аттестация открывает широкие возможности для внедрения ФГОС, для педагогического творчества, внедрения разнообразных технологий обучения, разработки учебных пособий. Участниками Семинара были отмечены несомненные достоинства устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку: заявленные системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, текстоцентрический и другие подходы должны способствовать реализации новых форм обучения и развитию методики преподавания русского языка в целом. Вместе с тем участники Семинара обратили внимание на необходимость увеличения времени на выполнение отдельных заданий устной части. Особого внимания заслуживает и такой объект оценки, как предметные достижения по русскому языку учащихся-билингвов, проживающих на территории РФ, которые представляется важным отражать в контрольных измерительных материалах.

Заслушав и обсудив доклады преподавателей и научно-исследовательские проекты учащихся школ, участники семинара приняли следующую резолюцию.

  1. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации:

— разработать нормативные документы и методические материалы для формирования инструментария процедуры оценки качества преподавания русского языка в школе, в том числе с учётом регионального и этнокультурного компонента, учитывая опыт проведенного РОПРЯЛ исследования «Изучение качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей»;

— в целях выбора оптимальных методических путей обучения русскому языку как неродному обсудить вопрос разработки в качестве ведущего средства обучения единого инварианта учебника для учащихся соответствующей категории, включающего вариативную часть, ориентированную на специфику конкретного региона;

— рассмотреть возможность включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, серии учебников русского языка «Слово» для 5-9 классов (под редакцией профессора Л. Г. Саяховой). Названная серия представляет особую ценность для башкирских педагогов, так как реализует лингвокультурологическую концепцию обучения русскому языку.

  1. Предложить Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:

— отметить научную, методическую и воспитательную перспективность устной части ГИА, рассматривать названную часть как основание для допуска к основному экзамену;

— сохранить и совершенствовать накопленный опыт создания контрольных измерительных материалов к государственной итоговой аттестации, совершенствовать структуру экзамена по русскому языку, позволяющую осуществлять проверку компетенций выпускников в соответствии с ФГОС.

  1. Предложить Российской академии образования:

— в целях качественного преподавания русского языка в основной, средней и высшей школе, для повышения уровня профессионализма учителей и преподавателей вузов, для обеспечения преемственности между школьным и вузовским образованием, а также для обмена педагогическим опытом совместно с РОПРЯЛ провести общероссийскую конференцию, посвященную  проблемам оценки качества преподавания русского языка.

  1. Предложить Министерству образования Республики Башкортостан:

— рассмотреть возможность создания на базе филологического факультета БашГУ регионального центра подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также методического центра повышения профессиональной подготовки учителей-филологов, который может функционировать при организационном содействии РОПРЯЛ;

— принять во внимание опыт филологического факультета Башкирского государственного университета по координации мероприятий в области популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры в полиэтническом пространстве Башкирии.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, направив запрос на адрес электронной почты info@ropryal.ru

V Конгресс РОПРЯЛ

Материалы 5 Конгресса РОПРЯЛ

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес