«Язык языку весть подаёт»: итоги семинара РОПРЯЛ в Башкирии

28-29 апреля в Учалинском районе Республики Башкортостан состоялся семинар «Система оценки качества преподавания русского языка в школе: проблемы и перспективы». В мероприятии, организованном Российским обществом преподавателей русского языка и литературы при поддержке научного фонда Антонио Менегетти и фонда «Русский мир», приняли участие свыше 60 учителей русского языка общеобразовательных школ Башкирии.

Более 60 педагогов средних школ Башкирии приехали в центр гуманистической культуры «Диостан» Учалинского района Башкирии, чтобы познакомиться с современными подходами к оценке качества преподавания русского языка в условиях билингвизма и представить на суд профессионального сообщества собственные образовательные проекты. В работе мероприятия приняли участие учителя русского языка Учалинского,  Белорецкого, Бурзянского, Давлекановского районов республики Башкортостан.

Научную программу мероприятия поддерживали члены делегации РОПРЯЛ — представители Московского педагогического государственного университета, Российского университета дружбы народов, Башкирского государственного университета, Федерального института педагогических измерений. От имени Российской академии образования в семинаре принимал участие вице-президент РАО, директор Института коррекционной педагогики Николай Николаевич Малофеев.

На  семинаре обсуждалась необходимость дальнейшей разработки  объективной системы оценки качества  преподавания русского языка в школе,  возможные подходы к государственной итоговой аттестации в условиях перехода на ФГОС, содержательный потенциал государственной итоговой аттестации по русскому языку с точки зрения оценки  уровня сформированности компетенций выпускника и развития методики обучения, вопросы повышения качества филологического образования в школе и вузе.

Отдельно затрагивались вопросы, связанные со спецификой работы учителя в поликультурной среде, коррекцией индивидуальных образовательных траекторий по русскому языку, другие актуальные проблемы преподавания русского языка в современных условиях.

Проблемы управления мотивацией и реализации метапредметных связей при обучении русскому языку осветила в своём выступлении профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета Алевтина Дмитриевна Дейкина. Выступая с докладом  «Русский язык как предмет и метапредметная основа в билингвальной российской школе», учёный призвала разграничивать случайный, стихийный билингвизм, не имеющий научной ценности, и билингвизм грамотный. Школе следует приучать думать о том, за что нужно любить русский язык, что особенно в нём необходимо ценить, каковы его функции. Фоновые знания должны предлагаться не «довеском», а на сопоставительном, сравнительном, доказательном уровне.

Уроки русского языка должны углублять когнитивный компонент преподавания, которые реализуется в возможности обобщить, увидеть сходное и различное. Важно развивать навыки самообразования, но и другие учителя-предметники должны расширять контекст связей своих дисциплин с русским языком. А.Д. Дейкина констатировала, что на сегодняшний день учащиеся не умеют работать с научным текстом, русский текст в их сознании не структурируется, что не позволяет активизировать имеющиеся у них знания в области математики, истории, других предметов.

Тему реализации метапредметных связей продолжила в своём выступлении руководитель ФПКР  КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений Ирина Петровна Цыбулько. «Обучение русскому языку не является сугубо личной проблемой русиста, — подчеркнула эксперт. – Практика показывает, что в слове «теоретический» 25% детей не находят орфограммы. Такая проблема свидетельствует о том, что они на уроках по другим предметам не проходили слово «теория», и у них не сформировались соответствующие понятийные связи, ассоциации. Задания по математике составляются таким образом, что дети не понимают их условий, будучи не в состоянии декодировать письменное сообщение, заложенное в учебную инструкцию». Снятию этой проблемы способствует введение в школе Единого речевого режима – системы требований, регламентирующих речевую деятельность участников всего образовательного процесса.

Социолингвистическую ситуацию в Республике Башкортостан вкратце осветили в своём выступлении представители Башкирского госдударственного университета – Нурия Шайхразиевна Галлямова, начальник центра тестирования граждан зарубежных стран учебно-научного центра «Русский язык как иностранный» БашГУ и Альмира Мухаметовна Ямалетдинова, вице-президент РОПРЯЛ, декан филологического факультета, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания  БашГУ.

Башкирия была одним из первых национальных регионов СССР, который еще в 1950-е гг. приступил к созданию национально ориентированных учебников по русскому языку серии «Слово» — сначала для башкирских, а затем и для других тюркоязычных учащихся. Эта серия воплощала в себе социокультурный и лингвокультурологические принципы организации материала и показывала хорошие результаты.  Большой вклад в составление учебников внесла заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, Почетный работник высшего образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор  Лена Галеевна Саяхова.

Линейка учебников «Слово» для 5-9 классов входила в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, однако затем была исключена из него. Многие участники семинара высказывались о необходимости переиздания этих востребованных учебников, т.к. тиражи, выпущенные в 2011 году, уже не соответствуют требованиям Рособрнадзора.

Профессор кафедры современного русского языкознания Башкирского государственного университета Кабир Закирьянович Закирьянов также констатировал наличие проблем, связанных с нехваткой национально ориентированных учебников в школах региона.  «Наметилась тенденция к отказу от национальных учебников, что, на мой взгляд, недопустимо, — отметил профессор. –  Как начинать обучение, если стартовые позиции у учащихся с различными родными языками совершенно разные?»

В числе вопросов, встретивших на семинаре оживленное обсуждение, также назывались необходимость внедрения системного подхода к изучению языкового материала. По мнению А.М. Ямалетдиновой, орфографию в школе изучают бессистемно, процессу преподавания недостаёт научной базы. Новым авторам учебников следует включать в свои книги не правила для заучивания, а принципы русской орфографии, с тем чтобы учащийся мог представить алгоритмы написания слов. С башкирским учёным согласилась и А.Д. Дейкина, подчеркнувшая значимость презентации принципов орфографии на уроках русского языка в билингвальной школе. Профессор МПГУ также отметила значимость аксиологического подхода к презентации языкового материала. «Учащийся должен отчетливо понимать, для чего ему необходимо это знание», — отметила А.Д. Дейкина.

Яркой эмоциональной нотой в программе встречи стали презентации исследовательских работ, выполненных учащимися школ Башкирии. Педагоги, представившие на семинаре свои образовательные проекты, получили памятные подарки от РОПРЯЛ.

По итогам мероприятия готовится письмо с предложениями по оценке качества преподавания русского языка, которое будет направлено в Российскую академию образования, Минобрнауки и Рособрназдор.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, направив запрос на адрес электронной почты info@ropryal.ru

IV Педагогический форум

IV Педагогический форум

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес