IV Международный педагогический форум состоялся в Сочи  

19 октября 2017 года

В Сочи 17-18 октября 2017 года состоялся IV Международный педагогический форум – уже традиционное мероприятие, объединяющее преподавателей русского языка и литературы школ, вузов, учреждений дополнительного образования, научных центров России и зарубежья. В этом году лекции, секционные заседания, мастер-классы и конкурсная программа форума были объединены темой «Текст культуры и культура текста».

«Интеллектуальная площадка» — именно так называют проводимый вот уже четвертый раз форум его организаторы и участники. Отличительная особенность мероприятия – в его утилитарной направленности: сюда приезжают, чтобы найти решения тем актуальным педагогическим проблемам, с которыми русисты ежедневно сталкиваются в своей работе. На каждом из форумов принимаются постановления, над которыми ведется работа в течение последующего года; именно поэтому в центр внимания каждого последующего года обязательно попадают итоги предыдущего.

Организаторами Форума выступили Российское общество преподавателей русского языка и литературы, Общество русской словесности, Российская академия образования, фонд «Русский мир», Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация преподавателей живых языков (FIPLV). В форуме приняли участие представители 32 стран мира, 60 регионов России, более 600 участников из 200 научных, образовательных и культурно-просветительских учреждений.

«Исходной точкой» для педфорума стало пленарное заседание, на котором прозвучал доклад члена-корреспондента Российской академии наук, профессора В.М. Алпатова о языковой политике в России. Второй докладчик, вице-президент МАПРЯЛ и профессор Хельсинкского университета Арто Мустайоки рассказал собравшимся об особенностях функционирования русского языка как lingua franca за рубежом.

Дальнейшая работа форума была организована по секциям: «Текст культуры и культура текста»; «Билингвальное образование в России и за рубежом: история и перспективы»; «Система подготовки и аттестации учителя-словесника»; «Словари и современная языковая норма»; «Русский язык в международном образовательном пространстве». Отдельные дискуссионные площадки в формате «круглых столов» были посвящены темам преподавания русского языка в условиях мультилингвизма, межкультурного диалога, сочетанию традиционных и инновационных средств в обучении русскому языку, функционированию научно-методических журналов по русскому языку и литературе, а также социолингвистическим исследованиям в области русского языка. Большой интерес у собравшихся также вызвал «парад педагогических проектов», проводимых Ассоциацией учителей литературы и русского языка.

Участники форума сошлись во мнении о том, что система школьного филологического образования текстоцентрична: именно тексты являются главным инструментом обучения и воспитания, и их необходимо рассматривать как способ сохранения «культурных кодов» для воспитания подрастающих поколений, совершенствования их литературного кругозора. Роль научно-популярного текста в учебном процессе должна быть расширена; передача знаний должна осуществляться в рамках модели «от читающего и пишущего учителя-словесника – к читающему и пишущему ученику». Стимулировать творческую активность педагогов на данном направлении могут как частные инициативы (гранты, конкурсы), так и системные – например, открытие диссертационных советов по методике преподавания литературы, совершенствование методической культуры учителей по работе с материалами словарей, в том числе электронных.

В ходе обсуждений проблем преподавания русского языка в билингвальной среде педагоги из регионов России отметили важную функцию русского языка, состоящую в социализации молодежи и развитии у них когнитивных представлений об окружающем мире, общественном и духовном опыте предыдущих поколений, современном обществе, уровне и перспективах его технологического развития. Зарубежные русисты обратили внимание на значение культурно-исторического подхода, предложенного Л.С. Выготским, в процессе распространения русского языка: внимание при составлении программ преподавания русского языка, разработке учебной литературы и организации учебного процесса следует уделять языку как культурному коду, источнику развития личности. Представители высшей школы России сошлись во мнении, что необходимо установить единые требования к зарубежным абитуриентам, поступающим в российские вузы: в частности, сертификационные замеры уровня языка должны быть дополнены новой градацией, связанной с языком специальности (например, пороговый уровень языковой компетенции «B1»  может быть модифицирован в уровень «B1+»).

Отдельное внимание в рамках дискуссий форума было уделено вопросу укрепления позиций русского языка в мире. Вновь было озвучено мнение о необходимости улучшения взаимодействия всех государственных и общественных организаций, действующих в сфере распространения русского языка и культуры за рубежом; координирующую роль в этом процессе может играть Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, основанная 50 лет назад и на сегодняшний день объединяющая свыше 200 академических центров и педагогов-русистов в 70 странах.

Особо отмечены на педагогическом форуме были и школьники, проявляющие особый интерес к русской словесности. Совместно с образовательным центром «Сириус» организаторы Педфорума провели заседание молодежной секции. В рамках секции 250 учащихся из 64 регионов России смогли принять участие в театральном проекте, проявили  себя в одном из жанров литературного творчества, создав авторский текст, посвященный проблемам романтизма как художественного метода в литературе и искусстве. Кроме того, учащиеся познакомились с методиками социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями, прослушали цикл лекций по литературе, стали участниками мастер-классов и литературных семинаров. По мнению организаторов секции, участие в этих мероприятиях помогло учащимся найти сферу жизненной самореализации и в перспективе позволит им разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

Наряду с обсуждением текущих вопросов, участники мероприятия сформулировали предложения в повестку дня следующего педагогического форума. Делегаты форума пришли к консолидированному выводу о том, что в дальнейшей концептуальной проработке нуждаются такие вопросы, как дошкольное образование детей в области русского языка и литературы, методика обучения учащихся написанию сочинения, подходы к развитию русских школ за рубежом, онлайн-обучение русскому языку и литературе, содержание учебных программ по филологическим специальностям вузов, современная языковая норма, новые словари и их использование в образовательном процессе, а также разработка и внедрение программ детского и юношеского чтения.

Неотъемлемым компонентом содержательной программы каждого педагогического форума является конкурс педагогических проектов. В этом году на суд экспертов были представлены инициативы, выполненные тандемами «учитель – ученик». К очному туру конкурса было допущено 40 проектов в 4 номинациях: «человек читающий», «русский язык и риторика», «преподавание русского языка в условиях мультилингвизма», «культурно-просветительские мероприятия и пособия по русистике». Дипломы победителям конкурсной программы вручал специальный гость Педфорума — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, председатель Правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов.

 

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»

Бесплатный экземпляр сборника можно получить, заполнив форму заказа


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, заполнив форму заказа

IV Педагогический форум

IV Педагогический форум

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес