РОПРЯЛ: итоги работы в 2017 году

11 декабря 2017 года 

В 2017 году Российское общество преподавателей русского языка и литературы выполнило ряд  проектов, связанных с изучением проблем языковой адаптации иностранных граждан в России, а также провело 40 мероприятий в 16 городах России. В ближайших планах общества – подготовка VI Конгресса в Уфе.

Под эгидой РОПРЯЛ состоялось 40 мероприятий – конференций, семинаров, круглых столов, олимпиад, конкурсов словесного мастерства. По традиции, география прошедших событий довольно обширна: мероприятия общества проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Туле, Майкопе, Владимире, Красноярске, Твери, Нальчике, Ялте, Элисте, Иванове, Нижнем Новгороде, Томске, Ярославле, Казани.

На протяжении последних 2 лет представители РОПРЯЛ принимают активное участие в обсуждении вопросов, связанных с тестированием языковых компетенций трудящихся мигрантов в России. Значимым этапом в этой работе стал выпуск методического пособия «Практика организации и проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ», презентация которого состоялась 31 мая в Российской академии образования.

Пособие было разработано РОПРЯЛ при участии представителей Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Содержание пособия охватывает все аспекты и стадии проведения экзамена. Так, в книге представлены практические инструкции по разработке контрольно-измерительных материалов, описаны наиболее частотные ситуации общения, темы общения, социо-коммуникативные роли говорящих, приведены рекомендации по формированию текстотеки с учётом требований лексических минимумов. Также в книге рассматриваются требования к организации работы на каждой из стадий проведения экзамена, от подготовки к его проведению до стадии возможного обжалования участником тестирования его результатов.

Проект был выполнен на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в рамках конкурса, проведенного Российским союзом ректоров (в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп). Пособие представлено в открытом доступе на сайте www.ropryal.ru

Еще одно издание, с которым можно ознакомиться на сайте РОПРЯЛ, было реализовано в рамках сотрудничества РОПРЯЛ с АО «Российский сельскохозяйственный банк». Это информационно-аналитический сборник «Русский язык как иностранный в системе подготовительных отделений российских вузов». Приступая к выполнению проекта, специалисты РОПРЯЛ ставили перед собой задачу всесторонне охарактеризовать состояние подготовительных отделений на примере 9 университетов в каждом из федеральных округов Российской Федерации.

Сборник не рассматривает вопросы преподавания русского языка на подготовительных отделениях изолированно: учитывая знаковую роль данных отделений в системе обучения иностранных граждан в России в целом, в книге были проанализированы причины выбора российских вузов иностранцами, структурные формы организации подготовительных отделений, вопросы их маркетинговой деятельности, особенности развития академической инфраструктуры. Не осталось в стороне и содержание подготовительных программ: был проведен сопоставительный анализ аспектно-тематического наполнения этих программ, их продолжительности, рассмотрены вопросы учебно-методического обеспечения.

Большое внимание продолжает уделять РОПРЯЛ в своей деятельности региональным исследованиям, в том чисел в области школьной русистики. Так, 28-29 апреля в Учалинском районе Республики Башкортостан состоялся семинар «Система оценки качества преподавания русского языка в школе: проблемы и перспективы». В мероприятии, организованном Российским обществом преподавателей русского языка и литературы при поддержке научного фонда Антонио Менегетти и фонда «Русский мир», приняли участие свыше 60 учителей русского языка общеобразовательных школ Башкирии.

Мероприятие явилось логическим продолжением исследования, выполненного РОПРЯЛ в 2016 году в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык». В ходе исследования эксперты РОПРЯЛ провели экспертизу качества преподавания русского языка в школах с региональным и этнокультурным компонентом в Республике Адыгея, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан и Чеченской Республике.

Результатом исследования стала картотека из 80 источников – нормативных актов, научных монографий, статей, методических пособий, актуальных при выполнении оценки качества в данной области. Кроме того, Обществом были проведены опросы более 700 учителей и директоров школ и сформирована Система оценки качества, содержащая научно обоснованные ответы на вопросы: какими методами пользоваться при оценивании качества преподавания русского языка, как соотносятся между собой меры внутренней и внешней оценки, какими критериями руководствоваться при оценке результатов методической работы.

В рамках семинара прозвучали выступления представителей вузов-членов РОПРЯЛ, имеющих солидный опыт в вопросах научного обоснования и исследования оценки качества. Большой интерес собравшихся вызвала лекция известного специалиста по вопросам разработки контрольно-измерительных материалов для Единого государственного экзамена (ЕГЭ), ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ирины Петровны Цыбулько. На семинаре состоялось выступление видного эксперта в области коррекционной педагогики, вице-президента Российской академии образования, академика Николая Николаевича Малофеева.

В 2018 году работа по названным направлениям будет продолжена: так, при поддержке АО «Россельхозбанк» готовится исследование практики работы подготовительных факультетов в 40 вузах России, а на основе проведенного мониторинга будет подготовлено методическое пособие. В рамках научно-методической поддержки школьной русистики в регионах России готовится семинар для педагогов, посвященный предметно-интегрированному языковому обучению в билингвальных школах.

Событийной доминантой 2018 года станет для РОПРЯЛ очередной, VI Конгресс «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», который состоится в октябре в столице Башкирии, Уфе. В настоящее время ведется работа над программой, ожидается участие не менее 400 делегатов из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Подводя итоги 2017 года, важно добавить, что в уходящем году заметно расширился численный состав РОПРЯЛ: к обществу присоединились  24 коллективных и 70 индивидуальных членов. Среди коллективных членов, как и прежде, основную часть составляют учреждения высшей школы – например, Институт международного развития и партнерства Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург), Калмыцкий государственный университет (г. Элиста), Институт русского языка и культуры Псковского государственного университета, историко-филологический факультет Челябинского государственного университета. Кроме того, к работе РОПРЯЛ подключились разработчики проектов дистанционного обучения по русскому языку (компания, «Авангард», создатель проекта Lang-Land.com) и центры повышения квалификации (например, Центр повышения квалификации при лингвистическом центре «Релод» в Кирове).  Сегодня РОПРЯЛ объединяет 250 членов в 67 городах России.

 

 

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»

Бесплатный экземпляр сборника можно получить, заполнив форму заказа


Бесплатный экземпляр пособия можно получить, заполнив форму заказа

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес