В Красноярске знают, почему печатные СМИ ещё живы

(бонус – мнение журналиста С. Комарицына)

Институт социального инжиниринга СибГУ им. М.Ф. Решетнёва в Красноярске провел серию мероприятий ко Дню российской печати 12-16 января 2018 года.

Это праздник журналистов и редакторов, типографских рабочих и издателей, корректоров и наборщиков, фотографов и операторов – всех тех, кто обеспечивает свободное движение информации.

В СибГУ им. М.Ф.Решетнёва подвели итоги конкурса презентаций «Медиакарта Красноярского края», провели флеш-моб «Здравствуйте, я из газеты…».

Студенты прошли экспресс-тестирование «Годишься ли ты в журналисты?», смогли ознакомиться с выставкой городских газет.

Обсуждение насущных проблем российских средств массовой информации состоялось в краевой научной библиотеке за круглым столом в компании журналистов, преподавателей профильных дисциплин и студентов специальностей, связанных с массовой коммуникацией. Именно там был вскрыт секрет живучести печатных СМИ. Это не конвергенция редакций, это не инфотейнмент, это не цифровизация, – дело всего лишь в психологии потребителей.

Другое «открытие» круглого стола – хорошее владение русским языком, сочным, литературным – должно отличать хорошего журналиста и качественную прессу. Некоторые студенты не поверили. Однако опытные акулы пера рассказали на своих примерах, как растет журналист, у которого в крови грамотное письмо.

В течение двух дней «гавроши»‑разносчики газет должны были знакомить публику с сенсационными новостями за четыреста лет, но, будучи хаотическим элементом, вздумали бунтовать и забастовали…

Справка. День российской печати учреждён постановлением Президиума Верховного совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 г., связан с исторической датой – началом издания первой российской печатной газеты, основанной указом Петра Великого. Ее полное название – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

Организатор мероприятия – кафедра ОС ИСИ СибГУ, студенты группы БР17-01

Ниже приведены ответы на вопросы о судьбе печатных СМИ известного красноярского политолога, журналиста Сергея Комарицына.

  1. О чем пишут сегодня СМИ? Должен ли журналист предоставлять только факты (или медиапотребители все-таки нуждаются в оценках и мнениях)?

С.К. – Журналистика – профессия многопрофильная. Журналист должен разбираться в предмете. Если он пишет о политике, то обязан иметь соответствующую подготовку; если об экономике – знать экономику; о спорте – быть компетентным в этой области, о культуре – чтобы при этом слове «рука не тянулась к пистолету» и т.д. Это касается и информационной журналистики, жанра новостей. Мало поведать о факте, его надо объяснить, рассказать, что предшествовало и что может последовать за событием. Для этого необходима и общая, и специальная эрудиция. И здесь уж никак не уйти от «оценок и мнений». Другое дело, что оценки не должны быть навязчивыми (и что еще хуже – пропагандистскими). Но в этом-то и заключается профессиональное мастерство журналиста. Если он сам не понимает, о чем рассказывает аудитории, то ему лучше заняться каким-нибудь другим ремеслом. В этом смысле, к великому сожалению, значительная часть современной журналистики просто профнепригодна…

  1. Нужна ли журналистика обществу? Что нужно читателям? Какие проблемы, темы, интересы привлекают внимание людей?

С.К. – Журналистика, безусловно, обществу нужна. Надо только понимать, что заложенные в эпоху Просвещения принципы соответствовали тому времени, потребностям того общества, тому уровню образования и технологическим возможностям. Сейчас информационная среда другая, границы стираются между видами деятельности. СМИ – не основной источник информации и уж точно не формируют «нового человека». Каждый сам себе и режиссер, и блоггер, и публицист и даже очеркист. «Властители дум» исчезли. Знаковых журналистов, кого знала «вся страна», больше не существует. Говорить об «общественной миссии» журналистики очень сложно. Остались небольшие островки вроде журналистских расследований и т.п., где журналистика вроде бы должна выполнять эту функцию. Но делает это современная журналистика плохо, некачественно и не воспринимается обществом. В то же время есть потребность в специализированной журналистике. Если раньше говорили: журналист – это тот, кто знает обо всем понемногу и много о немногом; то сейчас первая часть этой формулы уже не очень актуальна (хотя, безусловно, желательна). Специализация и раньше определяла, но сейчас без нее в профессии делать нечего. Людям нужна профессиональная интерпретация.

  1. Нужно ли учить журналистике? Какими компетенциями обладает хороший журналист, по вашему мнению?

С.К. – Это творческая специальность, природные способности. Научить писать нельзя. Либо это дано, либо нет. Но специальным предметам обучать надо – истории журналистики обязательно; законодательству, менеджменту, организации медийного бизнеса, технологиям. Что касается содержания, творческой составляющей, то здесь ничего нового нет. На правовые темы должен писать юрист по образованию (и желательно опыту, пусть небольшому); на экономические – экономист, на спортивные – человек из спорта; на медицинские – врач и т.п. Что, собственно, всегда и было. В СССР существовала блестящая школа международников; это были очень профессиональные люди, большинство из них совмещали журналистику и науку. Сейчас иногда смотришь федеральные каналы и диву даешься – как вообще эти люди попали на телевидение с их уровнем эрудиции и незнанием международных проблем…

  1. Что сегодня в большей степени определяет развитие СМИ – технологии, идеология или экономика?

С.К. – СМИ как институт определяют сейчас и экономика, и технологии и, к сожалению, идеология. У нас по большому счету не произошло отделение журналистики от государства. Аффилированность – главная проблема современных масс-медиа.

  1. PR и СМИ: взаимодействие, возможности сотрудничества, форматы работы.

С.К. – Это смежные сферы. PR не может существовать без СМИ, а журналисты часто выступают в роли пиарщиков. Объективно происходит слияние. Это не очень хорошо, но это реальность… СМИ все больше выступают в качестве инструмента пиара. Самое плохое – в качестве инструмента государственного пиара, пропаганда – это то, что убивает профессию. Но и пиара корпораций и просто разных компаний, даже совсем небольших, хватает. «Джинса», еще немного, и угробит остатки авторитета журналистской профессии.

Примечание. Мнение интервьюеров не всегда совпадает с мнением интервьюируемого.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Вербицкая Людмила Алексеевна
Президент «РОПРЯЛ»

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес