Всероссийский научный семинар «Экология языка и современные коммуникативные практики»

23-24 апреля 2019 г. в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) прошел Всероссийский научный семинар «Экология языка и современные коммуникативные практики». В рамках семинара состоялись пленарное заседание, прошла работа двух круглых столов и секционного заседания.

На пленарном заседании с докладом «Философский язык России как фактор ее культурного единства» выступили научные гости семинара: Владимир Шакирович Сабиров и Ольга Сергеевна Соина, доктора филос. наук, профессора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск). По их мнению, философская рефлексия составляет важную часть коммуникации на русском языке. В докладе раскрывались такие основополагающие понятия русской религиозной философии, как русская идея, всеединство, София, соборность, Богочеловечество и др. Идеи, смыслы и ценности этой духовно-интеллектуальной традиции могут послужить основанием для культурного единства нашего Отечества, поскольку они являются отражением и выражением специфики русского менталитета. Докладчики отметили, что, несмотря на «русскость» многих слов и понятий, которыми оперировали отечественные мыслители, они в содержательном плане выходят за рамки отечественной культурной традиции и обладают универсальным значением, благодаря чему русская философия Серебряного века становится читаемой и почитаемой не только в нашей стране, но и за ее рубежами.

Круглый стол «Экология региональной лингвокультуры и междисциплинарные исследования коммуникативного пространства Северного Приангарья» был посвящен обсуждению следующих основных вопросов:

  • экология лингвокультуры как направление металингвистической парадигмы;
  • национальная лингвокультура vs региональная лингвокультура, проблема витальности традиционной региональной лингвокультуры;
    лингвокультура vs социоэкосистема;
  • факторы формирования и взаимодействия; миссия и «семиотическое здоровье» русских говоров, локального просторечия и региолекта Северного Приангарья, их роль в отражении и трансляции ценностей национальной духовной и материальной культуры;
  • пути и способы защиты и сохранения традиционной культуры и региональной лингвокультуры;
  • электронные текстовые корпуса, аудио-визуальные словари и мультимодальные хрестоматии как зеркало региональной лингвокультуры и важнейший источник ее исследования.

Модераторами круглого стола выступили Ольга Викторовна Фельде, д-р филол. наук, профессор, руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований коммуникативного пространства и лингвокультур Енисейской Сибири (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск), и Любовь Леонидовна Карнаухова, председатель Красноярской региональной общественной организации по сохранению культуры русских старожилов Сибири «Кежемское землячество» (г. Красноярск).

С программным докладом «Что такое экология лингвокультуры?» выступила д-р филол. наук, проф., руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований коммуникативного пространства и лингвокультур Енисейской Сибири О.В. Фельде. В дискуссии приняли участие специалисты в области коммуникативной диалектологии, лингвистической нарратологии, лингвокультурологии, фольклористики, исторического краеведения, музееведения (Б.Е. Андюсев, В.К. Васильев, Е.С. Смирнов, О.В. Вязовикина, и др.). Такой подход позволил рассмотреть актуальные вопросы экологии лингвокультуры в контексте «междисциплинарных дополнений», а также существенно расширить представления о национальной и региональной лингвокультуре. Присутствовавшая на заседании круглого стола главный специалист Отдела общественных связей Губернатора Красноярского края Е.В. Нельзина отметила большой вклад сотрудников и студентов ИФиЯК СФУ в изучение лингвокультуры Северного Приангарья, сохранение и трансляцию культуросозидающих текстов этого региона.

На круглом столе «Проблема предмета лингвоэкологии / эколингвистики» обсуждались различные концепции эколингвистических исследований, актуализирующие проблему предмета этой науки и ее места среди смежных дисциплин. В процессе обсуждения концепций рассматривались такие вопросы:

  • лингвоэкология и эколингвистика: тождество или различие?;
  • лингвоэкология и культура речи: вопрос о разграничении понятий;
  • обоснование предметного поля лингвоэкологии;
  • междисциплинарность лингвоэкологии / эколингвистики;
  • направления лингвоэкологических / эколингвистических исследований в России и за рубежом;
  • соотношение экологии языка и лингвистики информационно-психологической войны.

Работу круглого стола модерировали Ольга Сергеевна Соина, д-р философ. наук, профессор (Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск) и Галина Анатольевна Копнина, д-р филол. наук, доцент (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск).

Первому было предоставлено слово Александру Петровичу Сковородникову, д-ру филол. наук, профессору, который сформулировал некоторые, наиболее актуальные, на его взгляд, нерешенные вопросы теории лингвоэкологии и задал вектор дальнейшего обсуждения. Большой интерес вызвало сообщение Анастасии Владимировны Колмогоровой, д-ра филол. наук, профессор (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск), которая предложила понятие когнитивной экологии. Экологии языка было посвящено выступление «Языковая ситуация в Великобритании как отражение национального самосознания» Екатерины Сергеевны Игнатовой, аспиранта (Сибирский университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск), и «К вопросу об актуальности изучения диаспорных языков в свете лингвоэкологии» Игоря Николаевича Белых, канд. пед. наук, доцента (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск). Бурную дискуссию вызвал доклад «Лингвообсценизмы в аспекте лингвоэкологии и культуры речи» Лилии Зуфаровны Подберезкиной, канд. филол. наук, доцента (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск). На важность анализа с позиций лингвоэкологии коммуникативной ситуации «обсуждение закона» (на примере Федерального закона № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”») обратила внимание Ирина Владимировна Евсеева, доктор филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и речевой коммуникации (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск).

На секционном заседании «Современные коммуникативные практики», помимо сотрудников и аспирантов Сибирского федерального университета, выступили: Татьяна Юрьевна Жихарева, канд. философ. наук, доцент (Тюменский государственный университет, г. Тюмень) с докладом «Манипуляция смыслами как методика трансформации сознания населения в контексте англосаксонского влияния и глобализационных перемен в образовании» и Людмила Александровна Голышкина, канд. филол. наук, доцент (ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск) с докладом «Риторическая реконструкция как методологический инструментарий лингвоэкологии».

В работе семинара участие приняли ученые из разных городов России (с их докладами можно будет ознакомиться в сетевом издании «Экология языка и коммуникативная практика»):

Дзюбко Галина Юрьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин (Рязанское гвардейское воздушно-десантное командное училище, г. Рязань). Языковой дискурс в современных СМИ как средство информационно-психологической войны.

Ильин Дмитрий Юрьевич, доктор филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русской филологии и журналистики (Волгоградский государственный университет). Лингвоэкологическое портретирование регионального топонимикона.

Ильясова Светлана Васильевна, доктор филол. наук, профессор (Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону). К вопросу о герое современного словообразования.

Иссерс Оксана Сергеевна, доктор филол. наук, профессор (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского). Ценности современной речевой культуры в метаязыковом сознании старшеклассников.

Какорина Елена Валентиновна, с.н.с., отдел современного русского языка (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, г. Москва). Политический, медийный, бытовой дискурсы – точки соприкосновения, языковые рефлексы (на материале Толкового словаря русской разговорной речи).

Красных Виктория Владимировна, доктор филол. наук, профессор (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Глобальный» язык науки как вызов нашего времени: должна ли национальная наука говорить по-английски?

Кудрявцева Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, аспирант ИФ ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского (МБОУ СШ № 2 с. Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области). Прецедентные феномены в мемуаристике ХХ века (на примере творчества Евгения Замятина).

Мирзоева Лейла Юрьевна, доктор филол. наук, профессор (Республика Казахстан, г. Алматы, Университет имени Сулеймана Демиреля) Словотворчество в Интернет-сети и проблемы экологии языка

Михайлюкова Наталья Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток). Русский язык как фактор национальной безопасности: лингвоэкологический и лингвоаксиологический анализ городской эпиграфики (на материале Дальневосточного региона).

Михальская Анна Константиновна, доктор пед. наук, профессор. Речевой имидж в системе речевого дизайна.

Нарожная Валентина Дмитриевна, доктор филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы (Южно-Казахстанский государственный педагогический университет г. Шымкент, Республика Казахстан). Национальные коды в межкультурной коммуникации.

Пелевина Надежда Николаевна (доктор филол. наук, доцент, профессор кафедры зарубежной лингвистики и теории языка, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан);

Вершинина Елена Александровна, магистрант (ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан). Лексические средства реализации концептуально-тематической стратегии автора естественнонаучного текста.

Сидорова Елена Геннадьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики (Волгоградский государственный университет, г. Волгоград). Проблема степени уникальности названия поселения в лингвоэкологическом аспекте.

Сиротинина Ольга Борисовна, доктор пед. наук, профессор (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского). Факторы, влияющие на эффективность коммуникации.

Софронова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин (Рязанское гвардейское воздушно-десантное командное училище, г. Рязань). Образовательный проект как средство формирования экологического языкового мышления в вузе.

Четырина Анна Михайловна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург). Способы расширения индивидуального словарного запаса с помощью современных информационных технологий.

Выражаем надежду, что научные семинары по экологии языка, которые прошли в Институте филологии и языковой коммуникации 27 марта 2014 года (первый семинар) и 23-24 апреля 2019 года (второй семинар), будут способствовать легитимизации лингвоэкологии как научной дисциплины.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес