Итоги XI Международной студенческой интернет-олимпиады по русскому языку в Сибирском федеральном университете

24 февраля завершилась XI Международная студенческая интернет-олимпиада Сибирского федерального университета по русскому языку. Олимпиада проводилась по трём направлениям: гуманитарному, негуманитарному и русский язык как иностранный.

Олимпиада по русскому языку проводится Сибирским федеральным университетом уже одиннадцатый год. В 2020 году олимпиада получила статус международной и собрала участников из разных городов России и зарубежья – 159 человек. Свои ответы присылали студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Удмуртии, Башкортостана, Хакасии, Калининграда, Казани, Саратова, Липецка, Тюмени, Томска, Иркутска и многих других городов. Интерес к русскому языку также проявили студенты ближнего зарубежья – из Казахстана и Узбекистана. Направление «русский язык как иностранный», помимо студентов зарубежных вузов, выбирали иностранцы, обучающиеся в России, а именно: студенты из Китая, Японии, Индии, Туркменистана, Таджикистана, Монголии, Эквадора и других стран.

Задания для олимпиады составлялись членами кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ. Особенностью интернет-олимпиады является ее дистанционный характер, поэтому задания разрабатывались с учетом того, что участникам будут доступны разные источники информации. Задания были уникальными, ответы на них невозможно найти в готовом виде, необходимо сформулировать их самостоятельно, сверяясь с лексикографическими или текстовыми источниками и проявляя смекалку и творчество. Именно поэтому помимо традиционных 1, 2 и 3 мест в этом году возникли дополнительные номинации: «За творческий подход к решению заданий» и «За отличную работу с источниками информации».

Задания для гуманитарного направления требовали широкого кругозора, культуры анализа языковых фактов и умения создавать тексты. К примеру, первое задание звучало так: «Акакий Акакиевич. Имя героя гоголевской «Шинели» каким-то образом связано с атеизмом. Проясните эту связь». Многие участники пытались решить это задание, основываясь на самом художественном тексте. Между тем, задание носило исключительно лингвистический характер. Необходимо было понять, что оба слова – Акакий и атеизм – образованы по одной словообразовательной модели, с использованием суффикса отрицания -а. В четвертом задании предлагалось провести семантический и этимологический анализ слова смерд. Оно требовало аккуратности в работе с источниками, так как нужно было указать прямое значение слова и найти этимологически родственные слова.

Задания для негуманитарного направления касались культуры русской речи, ее выразительности и богатства. Так, во втором задании участникам предлагали фрагмент из интервью с жителем Богучанского района Красноярского края и просили вставить на место пропусков два диалектных слова – куть и поварня. Для верного ответа на этот вопрос нужно было воспользоваться диалектными словарями. Было задание, нацеленное на культуру современной деловой переписки. В одном из заданий нужно было проявить творческий подход – придумать названия организациям на основе латинского и кириллического алфавитов, сочетая иноязычные и русскоязычные слова. Оценивались оригинальность, благозвучность, содержательность ответов. Например: БамBOOK – книжный магазин, ПодKIDыш – магазин детских товаров.

Задания для иностранных студентов предполагали глубокое знание русского языка, умение создавать тексты на нем, чувствовать языковую игру. Например, участникам предлагалось объяснить смысл окказионализмов «высплюсенье», «замечтательно», «гдетство» и т. п., а также придумать подобные этим слова. Самым сложным заданием стало сочинение продолжения к тексту, который мог бы стать и фантастическим рассказом, и семейной историей.

Имена победителей, которые вскоре получат заслуженные дипломы, размещены на сайте Института филологии и языковой коммуникации СФУ.

Хочется отметить, что самым главным для нас, организаторов олимпиады, стало не столько количество участников и даже не количество правильных ответов, а те теплые отзывы, которые мы получили от студентов:

… хочу выразить благодарность за возможность принять участие в таком замечательном, хотя довольно сложном, но необычайно интересном и творческом интеллектуальном состязании. Спасибо преподавателям СФУ за инициативу объединить студентов разных вузов, различных специальностей, национальностей и стран интересом к русскому языку, благодаря изучению которого каждый из нас становится креативной личностью. Хочу пожелать всем ребятам и девушкам огромных успехов и в изучении русского языка, и в постижении наук в своих вузах! А Олимпиаде — долгой блестящей судьбы! (Гульжахон Сулейманова Сулейман-кизи, Бухарский государственный университет (Узбекистан), 3 курс).

Нам очень радостно получать такие отзывы, они вдохновляют нас на творчество, на дальнейшее продвижение олимпиады по вузам России и зарубежья и, в конечном итоге, на поддержание у студентов интереса к русскому языку и русскому слову.

И.В. Евсеева, Т.Н. Журавель

Кафедра русского языка и речевой коммуникации

Сибирский федеральный университет