Форум Terra Rusistica: 500 участников в зале, 900 – в Youtube

21 декабря 2020 года

Об «одомашнивании» заимствований, терпимости к ошибкам студентов, положении русского языка в интернете, поиске содержательных путей развития современного русского рассказа рассуждали гости Первого международного форума молодых русистов «Terra Rusistica». А еще участники мероприятия приняли участие в работе лаборатории по созданию цифрового учебного контента и в семинаре по «разбору ошибок» начинающих педагогов-русистов.

Форум был организован Ассоциацией преподавателей русского языка и литературы «РОПРЯЛ» в партнерстве с Псковским государственным университетом при поддержке Фонда президентских грантов. Мероприятие проходило 17-19 декабря 2019 года на площадке ПсковГУ как в очном, так и в дистанционном формате.

Форум открыло заседание дискуссионной площадки «Русский язык в XXI веке: мировой, редко изучаемый или критически важный?». Для того, чтобы русский язык становился популярнее, вице-президент МАПРЯЛ, профессор Хельсинкского университета Арто Мустайоки предложил менее строго относиться к речевым ошибкам, которые допускают люди, его изучающие. «Мы всегда сравниваем русский язык с английским. Но то, что происходит с английским – это нечто уникальное. Преподаватели русского языка думают, что русский язык нужно преподавать так, чтобы студент стремился к совершенству. Но, может быть, это нереальная цель, она слишком высокая? – отметил А. Мустайоки. – Возможно, самое главное – это способность говорить и общаться с русскими, знать, как применить его в той или иной ситуации, а не безошибочность».

В дискуссии также приняли участие заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз, член президиума МАПРЯЛ, доцент Университета национальной и мировой экономики из Софии Антония Пенчева, директор Музея Набокова, писатель Андрей Аствацатуров и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Мария Лебедева. С напутственным словом к участникам форума обратился литературный критик, литературовед, прозаик, член Союза писателей России Валентин Курбатов.

Второй день форума открылся пленарным заседанием, на котором прозвучали выступления Максима Кронгауза («Новая правка языка: социолингвистический подход»), Арто Мустайоки («Что происходит в реальном общении между людьми: функциональный подход в описании языка и причины коммуникативных неудач»), Андрея Аствацатурова («Современная российская новеллистика в новых условиях»), Марии Лебедевой («Русский язык в цифровой среде: пандемия как лакмус»).

Много заинтересованных откликов вызвало заседание проектной лаборатории «Онлайн-школа русского языка». Участники мероприятия поделились практическим опытом организации работы в цифровой среде: так, Антония Пенчева представила онлайн-проект «Retour – Russian for tourism», реализованный при поддержке Европейской комиссии и адресованный работникам сферы розничной торговли, гостиниц и ресторанов. Лектор университета Даларна и Стокгольмского университета Наталья Рингблум рассказала о наиболее выигрышных стратегиях ведения онлайн-урока, позволяющих активизировать творческий потенциал студентов. О преемственности и взаимовлиянии онлайн- и офлайн-форматов обучения РКИ рассказала руководитель международной школы РКИ «Russificate» из Испании Юлия Амлинская. Важные особенности восприятия учебного контента в цифровой среде с точки зрения психологии охарактеризовала научный секретарь научного фонда «Антонио Менегетти» Татьяна Вереитинова.

Актуальный вопрос, связанный с затруднениями обучения РКИ по устаревшим материалам, поднял в своем выступлении Максим Пименов, преподаватель и автор проекта «Russian with Max». Автор серии учебников «Русский сувенир» и «Новый сувенир», преподаватель Ирина Мозелова рассказала участникам форума о возможностях музыколингвального метода в преподавании РКИ. Ценные практические советы молодым педагогам, желающим открыть свой канал на видеохостинге Youtube, прозвучали в выступлении создателя канала «Russian with Anastasia» Анастасии Семьиной.

Яркой эмоциональной нотой форума стал фейл-семинар «На ошибках учатся», представляющий собой разбор наиболее типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются преподаватели в своей практике. Свой первый опыт создания учебно-методического комплекса критически переосмыслила Ирина Мозелова, о характерных проблемах профессиональной переподготовки в области РКИ в Италии рассказала преподаватель Пармского университета, президент ассоциации «Русский дом – Италия», директор Европейского центра дистанционного обучения для детей российских соотечественников Полина Гельфрейх. О своих трудностях и радостях в изучении русского языка рассказала Беатриче Корбо, куратор культурно-просветительских и международных инициатив научного фонда «Антонио Менегетти» в Италии.

В работе форума приняли участие более 500 зарегистрировавшихся участников, при этом интерес к мероприятию проявила более широкая аудитория: так, в первый день трансляция событий форума в видеохостинге Youtube собрала около 700 просмотров, а во второй день – почти 900 просмотров. В планах организаторов на следующий год – расширить продолжительность форума и предусмотреть не только научные, но и учебные интерактивные мероприятия.

Оргкомитет приступил к работе по формированию сборника материалов форума. Издание, индексируемое в РИНЦ, увидит свет в марте 2021 года.

Запись трансляций форума можно посмотреть на канале Youtube: