XII Международная интернет-олимпиада Сибирского федерального университета по русскому языку завершилась в Красноярске

5 марта 2021 г. завершилась XII Международная интернет-олимпиада Сибирского федерального университета (г. Красноярск) по русскому языку для студентов разных профилей. Олимпиада проводилась по трём направлениям: гуманитарному, негуманитарному и направлению «русский язык как иностранный».

Количество участников олимпиады растёт год от года. В этом году свои ответы прислали 265 студентов из 20 вузов России. Интерес к русскому языку также проявили университеты ближнего и дальнего зарубежья: Андижанский государственный университет (Узбекистан), Бухарестский университет (Румыния), Янгонский университет иностранных языков (Мьянма), University of Stirling (Великобритания).

Направление «русский язык как иностранный», помимо студентов зарубежных вузов, заинтересовало иностранцев, обучающихся в России. Это были студенты из Китая, Йемена, Германии, Марокко, Мьянмы, Афганистана, Танзании, Лаоса, Гаити, Гвинеи, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана и других стран.

Задания для гуманитарного направления требовали эрудиции, культуры анализа языковых фактов и умения аргументированно рассуждать на заданную тему. К примеру, участникам предложено было составить несколько фраз в жанре спортивного комментария, определить риторический приём в высказывании древнеримского философа Сенеки, найти устаревшие языковые единицы в стихотворении А.С. Пушкина, порассуждать об особенностях наименования улиц и др. Наиболее сложным для студентов оказалось задание, в котором нужно было высказать аргументированное мнение по поводу современной «моды» на образование феминитивов – обозначений женщин по роду деятельности, профессии и под. В высказываниях по этой проблеме довольно сложно остаться беспристрастным и придерживаться чисто лингвистических позиций. Но встречались и достаточно взвешенные суждения: «Плюс феминитивов в русском языке заключается в том, что у нас заполняются лакуны обозначений по роду деятельности, требующих в то же время уточнения по полу. Особенно это необходимо тогда, когда фамилия не склоняется и специальность человека помогает идентифицировать его половую принадлежность.

Минус феминитивов состоит в том, что грамматические средства ещё не устоялись, почему мы имеем множество вариантов и появление дополнительных коннотаций типа просторечности и пренебрежительности (тот же суффикс -к-)».

Задания негуманитарного направления требовали смекалки, наблюдательности и креативности. Так, в третьем задании нужно было найти слово, объединяющее происхождение названия средиземноморской рыбы и овощной культуры. Предполагался ответ «золото» (рыба дорадо и овощ помидор), но один из участников предложил ответ «голова» (рыба кефаль и овощ капуста также объединены по происхождению одним словом, только на разных языках). Этот ответ был засчитан как правильный. А ещё студенты негуманитарных направлений соревновались в сочинении похвалы почерку в форме гекзаметра и в записывании кулинарных рецептов в виде математической формулы.

Задания для иностранных студентов предполагали понимание оттенков лексического значения, отличное знание русской пунктуации, а также умение создавать собственные тексты на русском языке. В одном из заданий, как и в прошлом году, иностранным студентам нужно было закончить рассказ с необычным и интригующим началом.

Победители определены и вскоре получат свои дипломы.

  • Гуманитарии

1 место – Марченко Дарья Алексеевна, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 4 курс; Федорова Анастасия Викторовна, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 4 курс;

2 место – Маслова Мария Дмитриевна, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 3 курс;

3 место – Ветошкина Мария Александровна, Тюменский государственный университет, 2 курс (магистратура); Гальцова Дарья Николаевна, Воронежский государственный университет, 2 курс (магистратура); Комарова Маргарита Владимировна, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 4 курс.

  • Негуманитарии

1 место – Жарнакова Мария Сергеевна, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа, 1 курс (магистратура);

2 место – Филиппов Андрей Юрьевич, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа, 3 курс;

3 место – Вульферт Анна Евгеньевна, Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами, 4 курс; Кузьмин Андрей Романович, Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами, 4 курс.

  • Иностранные студенты

1 место – Марсон Летисия Гелшлейтер, Юго-Западный государственный университет, 2 курс; Ле Тхи Тхао, Юго-Западный государственный университет, 3 курс. Раймонд Раймонд Сабуни, Астраханский государственный технический университет, подготовительный факультет;

2 место – Лу Янь, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 4 курс; Ли Сы Мяо, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 4 курс; Сюй Юйсинь, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 4 курс; Муртузаева София Мартин кызы, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 1 курс; Саидрахматзода Зафарджон Саидрахмат, Сибирский юридический институт МВД России, 1 курс; Фазлединова Зарина Маратовна, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 1 курс;

3 место – Абэ Кодай, Иркутский государственный университет, 2 курс (магистратура); Ван Ли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 4 курс; Мэй Чан Мье, Янгонский университет иностранных языков (Мьянма), 2 курс (магистратура); Алиев Артур Дмитриевич, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 1 курс;

Оргкомитет олимпиады также отметил некоторых студентов в дополнительных номинациях: «За основательный и вдумчивый подход к решению заданий» и «За творческий подход к решению заданий».

Участники, набравшие за всю работу 10 баллов и выше, получили сертификаты.

Каждый год студенты радуют организаторов не только своими интересными и умными ответами, но и приятными отзывами.

«Обычно я люблю решать математику, физику, химию, какие-то профильные задачи, и соответственно, участвую в олимпиадах по этим предметам. Никогда раньше не участвовал в олимпиаде по русскому языку, думал, будет ничего не понятно, сложно и скучно, оказалось очень интересно, решал, находил, придумывал ответы с таким рвением и заинтересованностью, сам от себя такого не ожидал. Большое спасибо всем составителям таких интересных и необычных заданий, приятно было посидеть, подумать над этими вопросами! Организаторам большое спасибо за возможность принять участие, размять мозги!» (Филиппов Андрей, Сибирский федеральный университет, 3 курс)

Мы очень надеемся, что в последующие годы интерес к нашей олимпиаде, а соответственно и к русскому языку, сохранится, и студенты всех профилей и направлений будут размышлять, искать ответы, и, конечно же, побеждать!

Журавель Т.Н., канд. филол. наук, доцент

Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес