Обзор мероприятий в области русистики: опыт Института Пушкина

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию подборку публикаций о проектах в области преподавания, научного описания и популяризации русского языка, реализованных крупнейшими российскими университетами – членами МАПРЯЛ и РОПРЯЛ в уходящем 2021 году. В настоящей подборке представляем хронику событий Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина с мая по ноябрь 2021 года.

13 мая

В 2021 году Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина провёл VI Международную олимпиаду по русскому языку и общеобразовательным предметам на русском языке для слушателей подготовительных факультетов и отделений. Финальный этап олимпиады состоялся 10 мая 2021 г.

Основными целями и задачами Олимпиады стали укрепление статуса русского языка как языка международного общения; поддержание и повышение интереса иностранных граждан к углубленному изучению русского языка; сохранение русского языка и русской культуры в сообществе соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья; повышение мотивации зарубежных школьников, иностранных слушателей подготовительных факультетов и иностранных студентов российских и зарубежных вузов, специалистов различных отраслей экономики к изучению русского языка и обучению в Российской Федерации; обеспечение стандартизированных подходов к диагностике и изучению русского языка, а также оценке результатов обучения различных категорий иностранных граждан.

Участниками Олимпиады стали 645 иностранных слушателей подготовительных факультетов/отделений из 52 стран: Анголы, Афганистана, Бенина, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Вьетнама, Габона, Грузии, Демократической Республики Конго, Египта, Замбии, Зимбабве, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Ирана, Италии, Йемена, Кипра, Киргизии, Китая, Колумбии, Кубы, Ливана, Мали, Марокко, Мексики, Монголии, Нигерии, Перу, Республики Конго, Сан-Томе и Принсипи, Саудовской Аравии, Сенегала, Сербии, Сирии, Словакии, США, Сьерра-Леоне, Таджикистана, Таиланда, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Чада, Черногории, Швеции, Эквадора и Японии.

В финал Олимпиады вышло 150 иностранных слушателей. Финалисты Олимпиады представляли проекты на следующие темы: «Моя будущая профессия», «Университет, в котором я буду учиться», «Город, в котором я буду учиться», «Моя мечта – учиться в России», «Русский язык – язык космоса».

Победителями V Международной олимпиады по русскому языку и общеобразовательным предметам на русском языке для слушателей подготовительных факультетов/отделений стало 10 иностранных слушателей: Чжан Цзылинь (КФУ), Ийере-Эке Дивинефавур (Нигерия), Мальмгрен Эрик Кристер (Нигерия), Радованович Mина (Сербия), Аль-Камали Мохаммед Абдо Анас (Йемен), Паскуали Элеонора (Италия), Галч Гандуулга (Монголия), Петрова София Иванова (Болгария), Вака Доменика (Эквадор), Аррази Торик Алгифари (Индонезия).

Подробности о мероприятии: https://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29684

24 – 28 мая

24 мая 2021 года в Музее военной формы, расположенном в старинной дворянской усадьбе Васильчиковых на Никитском бульваре, состоялось торжественное открытие Костомаровского форума. Форум учрежден Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в память об основателе и первом ректоре института академике Виталии Григорьевиче Костомарове (1930–2020).

«Все, о чем бы будем говорить на наших площадках – продолжение его идей, его мыслей о русском языке, который он любил всю жизнь и всем сердцем и сумел передать эту любовь очень-очень многим людям, своим ученикам во всем мире», – сказала на торжественном открытии ректор института Маргарита Русецкая.

Академика Костомарова всегда интересовали вопросы речевой жизни общества. Развивая его идеи, Институт Пушкина провел в преддверии форума опрос в социальных сетях. Пользователи выбирали из списка публичных персон тех, чья речь им нравится больше всего. Носителей русского языка спросили, кого они считают иконой языкового вкуса. Проректор Михаил Осадчий отметил, что к этой «слегка эпатажной терминологии» обратились намеренно. Вкус – понятие субъективное, но вместе с тем это реальный конкретный ориентир для людей при выборе поведения.

Лидерами опроса стали шесть человек, чью речь пользователи оценили как образцовую и отражающую языковой вкус современности: Алёна Долецкая, Николай Цискаридзе, Дмитрий Быков, Екатерина Шульман, Леонид Парфёнов и Даня Милохин. Эксперты проанализировали результаты опроса и дали коммуникативные характеристики лауреатов, подробнее с этой информацией можно ознакомиться на сайте Института.

Сразу после открытия началась основная программа форума, которая  продолжалась пять дней и включала 25 различных мероприятий: дискуссий, круглых столов, экспертных обсуждений. Зарегистрированными участниками форума стали граждане 101 страны мира, 7 861 человек. В дни работы форума сайт посетили 22 622 пользователей.

Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29099

24 мая – 20 августа

Три месяца – с 24 мая по 20 августа работала Летняя школа русского языка. Преподаватели Института Пушкина делали все возможное, чтобы слушатели забыли про онлайн и почувствовали себя в Москве, как в старые добрые времена (надеемся, и будущие тоже). О нашей Летней школе написала и Российская газета.

Расскажем и мы о впечатляющих результатах наших студентов. Героиня первой публикации – фрау Карин Кнайсль, австрийский дипломат, политик и журналист, занимала пост министра иностранных дел Австрии с декабря 2017 по июнь 2019 года.

Госпожа Кнайсль владеет девятью языками, на рабочем уровне – пятью. Это первое интервью, которое она дает на русском языке. Подробнее с текстом интервью можно ознакомиться по ссылке: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29567

4 июня

4 июня международный аэропорт Шереметьево совместно с Институтом Пушкина отметили годовщину присвоения аэропорту имени А.С. Пушкина.

В Терминале «В» для всех желающих была организована литературная гостиная «Тайны Пушкинского «Онегина»: ко дню рождения Поэта», которую провела главный научный сотрудник института Эльмира Афанасьева.

Гости аэропорта и зрители онлайн-трансляции познакомились с историей создания романа. Сюжет, ключевые эпизоды – Эльмира Маратовна останавливалась на каждой важной детали, которые легко пропустить обычному читателю: «В романе говорится и о безответной любви, и о переживаниях автора. В финале «Евгения Онегина» мы видим обращение к тем, кто прочел первые строфы, но оставил роман, не дочитав до конца».

Познавательную встречу продолжили участники волонтеры международной программы «Послы русского языка в мире» Полина Кривоносова и Дима Ярманов. Ребята провели интеллектуальную викторину «Как пройти в Лукоморье», тоже связанную с творчеством Александра Сергеевича. Вопросы были рассчитаны на людей всех возрастов – и самых маленьких, и взрослых, уже изучивших большую часть русской истории и литературы. Участники должны были ответить на вопросы: «В кого превратила Царевна-лебедь из пушкинской «Сказки о царе Салтане» князя Гвидона в третий раз?», «Какой царь решил казнить слона?», «Каким эпиграфом начинается роман «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина?». А вы знаете ответ?

Подробности о событии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29066

4 июня

4 июня 2021 г. завершился XI Международный Пушкинский конкурс. «Что в имени тебе моём?» – в одиннадцатый раз на вопрос поэта ответили участники конкурса, изучающие русский язык как иностранный
Пушкинский конкурс – 2021, как и в прошлом году, проводился онлайн, в двух номинациях: «Читаю Пушкина» для участников старше 14 лет и «Пушкин – детям» участники до 14 лет. Более 450 любителей и знатоков пушкинской поэзии из 70 стран мира прислали на суд жюри свои творческие работы. Это видеозаписи декламации, вокального исполнения или инсценировки произведений А.С. Пушкина. Никто не остаётся без награды. Традиционно вручаются два варианта дипломов: «Диплом участника» и «Диплом победителя».

В этом году победителями в номинации «Читаю Пушкина» стали 62 старшеклассника и студента из Барбадоса, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Вьетнама, Гватемалы, Египта, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, КНР, Литвы, Мадагаскара, Малайзии, Марокко, Монголии, Молдовы, Палестины, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Словении, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Чехии, Шри-Ланки и Эстонии. В номинации «Пушкин – детям» Диплом победителя получил 81 юный знаток русского языка и пушкинской поэзии из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Великобритании, Венгрии, Грузии, Иордании, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Кипра, Киргизии, Лаоса, Ливана, Литвы, Молдовы, Монголии, Польши, Сербии, США, Узбекистана, Украины, Франции и Швеции.

Более 100 работ, присланных на Пушкинский конкурс – 2021, были рассмотрены вне конкурсной программы. Среди них видеоролики исполнения произведений А.С. Пушкина преподавателями русского языка и литературы, носителями русского языка, а также коллективные видеозаписи.

Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29220

6 июня

6 июня 2021 года опубликовано видеопоздравление Генерального директора ЮНЕСКО госпожи Одрэ Азуле по случаю Дня русского языка:

«Дорогие друзья, chers amis, сегодня шестого июня, в день рождения одного из величайших поэтов мира, Александра Сергеевича Пушкина, мы чествуем язык, на котором он творил, – русский язык. Язык, судьба которого, по словам самого Пушкина, оказалась счастливой.

Это действительно так: русский язык формировался на протяжении веков, став результатом смешения различных славянских наречий, церковнославянского и даже греческого языков. Богатство истории и богатейшее наследие русского языка буквально очаровывают любого, кто соприкасается с ним или изучает его.

Судьбе было угодно, чтобы с начала XIX века, когда сформировался современный русский язык, он стал языком богатейшей культуры, колыбелью великой литературы, будь то поэтические произведения Пушкина, романы Толстого и Достоевского, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, или пьесы Чехова. Все эти творения хранятся на полках Российской государственной библиотеки. Все эти произведения продолжают звучать в ставшем символом русской культуры Большом театре, в модернизации и обновлении которого ЮНЕСКО имела честь принять участие…» Полный текст поздравления опубликован на сайте Института Пушкина: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29064

11 июня

Опубликованы комментарии Маргариты Русецкой о создании Совета по вопросам использования русского языка в Крыму. Глава Республики Крым Сергей Аксенов 11 июня подписал указ «О создании Совета по вопросам использования русского языка и совершенствования внутренней языковой политики в Республике Крым».

«Сама по себе эта инициатива не новая. В некоторых регионах страны давно уже существуют советы по русскому языку. Правда, эффективность их деятельности разная. Тем не менее, инициатива крымских властей очень правильная и своевременная» — рассказала ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая.

Вопросы русского языка входят в актуальную повестку Президента, который неоднократно указывал на персональную ответственность губернаторов за качество функционирования русского языка как государственного на территории региона.

«Несколько лет назад в Москве был создан совет по русскому языку», говорит Маргарита Николаевна, — «но он так и не начал работать и был расформирован. А ведь именно Москва и ее речевая культура должны бы стать примером продуманной языковой политики».

«Уверена, если пригласить к работе в таких советах экспертов, которым небезразлична речевая культура, качество публичной коммуникации, то можно формировать продуктивную повестку и получать хорошие результаты. Среди вопросов, которыми такие советы могли бы заняться: уровень владения русским языком (по данным переписи населения есть регионы, где 15-18% не владеют русским языком); качество публичной коммуникации – язык региональных СМИ, вывесок и рекламы, неуместные заимствованные слова в наименованиях товаров и услуг, языковая и культурная интеграция детей мигрантов» — заявила ректор. Подробнее: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29138

25 июня

Журнал Forbes формирует собственный рейтинг лучших российских вузов с 2018 года. В первом рейтинге 2018 года Институт Пушкина занял 70 место и в дальнейшем улучшал свои позиции: 60 место в 2019 году, 54 место в 2020 году.

Сегодня Forbes опубликовал данные 2021 года. Институт Пушкина занял в рейтинге «100 лучших университетов России» 35 место. За четыре года вуз улучшил свои позиции ровно в два раза, поднявшись с 70 строчки на 35.

В 2021 году Forbes учитывал при формировании своего рейтинга четыре параметра: востребованность у работодателей, нетворкинг, качество образования и международное признание.

По первому параметру – востребованность у работодателей – самые высокие позиции заняли вузы технической направленности. Вторым параметром разработчики рейтинга выбрали нетворкинг – построение полезных связей. Для оценки качества нетворкинга Forbes Education учитывал средний уровень ЕГЭ студентов, популярность вуза среди детей элиты и долю выпускников среди победителей рейтинга «30 до 30» (молодые люди, получившие известность и профессиональное признание) 2021 года.

В Институт Пушкина поступают самые подготовленные и мотивированные абитуриенты. Средний балл ЕГЭ (русский язык, русская литература, английский язык) зачисленных на бюджет первокурсников – 92. Это один из самых высоких в стране показателей: институт находится на четвертом месте среди российских вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ.

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Учитывались соотношение числа преподавателей и студентов, зарплата профессорско-преподавательского состава, доля молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

В России насчитывается 1218 организаций высшего образования, 908 государственных и муниципальных вузов. Институт Пушкина занимает 15 место по качеству образования среди всех российских вузов.

Четвертый параметр – международное признание – оценивался Forbes Education на основе трех глобальных рейтингов университетов: шанхайского Academic Ranking of World Universities (ARWU) и британских Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE).

Институт Пушкина – монопрофильный вуз, ведущий обучение русскому языку и на русском языке и, по объективным причинам, соотносить его деятельность с критериями глобальных рейтингов было бы не совсем корректно.

Однако институт известен как один из лучших международных образовательных и научных центров русского языка. Многие иностранные студенты, которые выбрали институт для изучения русского языка или получения высшего образования, объясняют свой выбор рекомендацией преподавателей или других студентов, известностью Института Пушкина в профессиональном сообществе русистов.

По совокупности всех показателей рейтинга Forbes «Лучшие вузы России» 2021 года Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина занял 35 место. Подробности: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29177

5 августа

Накануне нового учебного года Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама внесло изменения в школьную программу. Теперь русский язык будут изучать в качестве первого иностранного языка школьники с 3 по 12 класс.

Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая рассказала о ситуации с подготовкой учителей русского языка кадров для вьетнамских школ.

Восстановление позиций русского языка связано с укреплением связей между Россией и Вьетнамом на разных уровнях – в политике, бизнесе, торговле, туризме. Например, до пандемии туристический поток из нашей страны во Вьетнам увеличивался ежегодно и в 2019 году составил около 650 тысяч человек. Преподавание и изучение русского языка во Вьетнаме имеет солидную историю – с 1945 года. Большое количество выпускников школ Вьетнама прошли обучение в российских вузах и получили квалификацию преподавателя русского языка как иностранного. Однако за последние десятилетия количество школьников, изучающих русский язык, сократилось – он изучался как второй иностранный с 6-го класса, что привело к сокращению численности учителей. Вместе с тем хотелось бы отметить, что вьетнамские русисты – это профессионалы, которые увлечены своей работой, любят Россию и русский язык и стараются привить эту любовь своим ученикам. Может быть, благодаря им школьники активно участвуют в различных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах по русскому языку, а в дальнейшем приезжают учиться в Россию.

Институт Пушкина внес серьезный вклад в формирование национальной элиты педагогов-русистов Вьетнама. Так, во времена СССР во Вьетнаме действовал Ханойский филиал Института русского языка им. А.С. Пушкина (ХФИРЯП), выпускниками которого стали несколько тысяч человек. Этот филиал с успехом продолжает свою работу, но уже в качестве организации, подведомственной Министерству образования и подготовки кадров Вьетнама. В настоящее время ХФИРЯП является ведущим центром вьетнамской русистики, который занимается изучением положения русского языка во Вьетнаме, проводит образовательные, методические и просветительские мероприятия, координирует проведение научных исследований в области русистики, а также способствует популяризации русской литературы и культуры в стране.

Вьетнамские педагоги постоянно работают над совершенствованием методики преподавания русского языка, делятся результатами своих поисков на страницах журналов «Русский язык за рубежом» и «Вьетнамская русистика».Вьетнамские школьники принимают активное участие в Международной олимпиаде по русскому языку, которая проводится Институтом Пушкина с 1972 года. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить До Ву Минь Нгует – победителя среди зарубежных школьников в направлении «Русский – язык образования» XVII Международной олимпиады по русскому языку, прошедшей в этом году.

Нет сомнений, что в связи с решением правительства о массовом преподавании русского языка в школах Вьетнаму потребуются новые кадры. О большой нагрузке на учителей, переполненных классах и группах Нгуен Тхи Тзу Дат – директор ХФИРЯП – писала в своих статьях все последние годы.

Институт Пушкина продолжает готовить кадры русистов для системы образования Вьетнама: это обучение студентов – будущих преподавателей русского языка по программам высшего образования и аспирантуры, защита научных диссертаций, повышение квалификации преподавателей очно и дистанционно. Институт Пушкина также предоставляет вьетнамским гражданам возможность дистанционного обучения русскому языку на портале «Образование на русском». В непростых современных условиях, когда есть проблемы с пересечением границ и не всегда удаётся иностранцам приехать в Россию, институт предлагает новое решение – зачисление на сетевой подготовительный факультет. Слушатели получают возможность полноценной подготовки к получению высшего образования на русском языке в вузах России. Полная версия комментария опубликована на сайте: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29461

17 августа

Во время видеомоста с русистами СНГ, организованного агентством «Спутник», ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая объявила о продлении сроков приёма заявок на конкурс грантов для проектов по русскому языку до 26 августа 2021 года.

Конкурс учреждён Институтом Пушкина при содействии Министерства науки и высшего образования России и ставит целью стимулирование интереса к русскому языку среди молодых исследователей и просветителей из стран СНГ. Подавать заявку на грант в размере 50 тысяч рублей могут коллективы и индивидуальные участники в возрасте от 18 до 35 лет.

Маргарита Николаевна впервые огласила предварительную статистику по конкурсу. На сегодняшний день подано более 100 заявок, больше половины которых из России. Второе и третье место по количеству поданных на конкурс проектов делят Казахстан и Узбекистан.

Принявшие участие в видеомосте учёные из Беларуси, Киргизии, Армении выразили уверенность, что в связи с продлением срока приёма заявок из их стран заявок будет больше — студенты и аспиранты возвращаются к научной деятельности после практики, каникул и полевых изысканий.

Особый интерес привлекло сообщение участника видеомоста Мамеда Тагаева, директора Института русского языка Кыргызско-российского славянского университета, о проводившемся этим летом исследовании состояния русского языка в регионах Республики. Если в Бишкеке русский язык используется наравне с национальным, то о реальном положении русского языка в других городах Киргизии достоверной информации до сих пор не было.

В Институте Пушкина планируют интегрировать работы молодых коллег из СНГ в научный процесс с целью получения наиболее актуальных данных и развития контактов и связей между учёными.

Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29548

17 сентября

В Республике Болгария на территории научно-образовательного кластера санаторно-оздоровительного комплекса «Камчия» создан Балканский центр русистики. Это международная открытая площадка, на которой объединятся русисты России и всего Балканского региона для обучения, обмена опытом, организации научно-методических и образовательно-просветительских мероприятий. Центр организован по инициативе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина – единственного в мире вуза, созданного с целью обучения русскому языку иностранных граждан.

Балканский центр русистики будет работать при содействии Посольства Российской Федерации в Республике Болгария и поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации комплексной системы мер по популяризации русского языка, культуры, литературы, истории, а также продвижению российского образования.

Перспективными направлениями работы Балканского центра русистики на ближайшие три года станут: экспертно-аналитические исследования «Индекс русского языка в Балканском регионе»; ресурсный центр по вопросам обучения русскому языку детей-билингвов в условиях ограниченной русскоязычной среды; дистанционная школа русского языка для иностранных граждан, сессии тестирования по русскому языку; курсы повышения квалификации и сертификация преподавателей русского языка как иностранного балканских и европейских стран; экспедиции Международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире» для школьников и студентов; выездные языковые школы Института Пушкина и молодежный лагерь Pushkin Camp.

В рамках открытия центра русистики 15 сентября состоялся видеомост «Русский язык – первый язык в космосе» с Героем Российской Федерации, летчиком-космонавтом Российской Федерации Олегом Артемьевым, посвященный 60-летию со Дня полета Юрия Гагарина в космос. Видеомост соединил Камчию, Посольство России в Болгарии и Звездный городок.

Первыми мероприятиями Балканского центра русистики станут: экспедиция волонтеров – послов русского языка в мире, которая началась в сентябре. Послы уже проводят интерактивные занятия по русскому языку, культуре и литературе для учеников Школы имени Гагарина на базе СОК «Камчия»; научно-методический семинар для педагогов-русистов балканских стран в октябре 2021 года в Камчии; образовательный семинар для молодых русистов балканских стран в Санкт-Петербурге, конкурсный отбор на который открылся 15 сентября 2021 года.

Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29810

21 – 23 сентября

Московский дом соотечественника департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы совместно с Институтом Пушкина провёл цикл лекций для преподавателей русского языка за рубежом. Спикерами стали преподаватели института.

Руководитель Центра исследований языковой политики и международного образования института Светлана Камышева рассказала об интенсивных методах обучения иностранным языкам. Заведующий кафедрой мировой литературы Института Пушкина Александр Пашков выступил с лекцией «Современная художественная литература как ключ к успешному обучению русскому языку в условиях отсутствия языковой среды». Главный эксперт Центра исследований языковой политики и международного образования института Татьяна Нестерова представила лекцию «Скрытые смыслы в повседневной русскоязычной коммуникации».

В конференции приняли участие руководители и преподаватели русских школ и вузов из разных стран мира, в том числе Германии, Италии, Ирландии, США, Армении, Марокко, Индии, Таиланда, Малайзии. Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=29887

6 октября

В 17:00 на филологическом факультете Института Пушкина состоялось открытие образовательной программы магистратуры «Русский язык в поликультурной среде» для нового набора студентов.

В открытии программы приняли участие проректор по инновационной деятельности и дистанционному обучению Марина Яскевич, начальник отдела сопровождения дистанционного обучения Ирина Нефедова, ведущий специалист отдела и онлайн-куратор программы Татьяна Дьяченко, руководитель программы Юлия Науменко, преподаватели филологического факультета Наталья Боженкова, Ольга Вострикова и Елена Чернышева.

Студенты этой программы проживают в разных странах мира, в разных часовых поясах: это Россия (Москва, Владивосток, Новосибирск, Сочи), Германия, Китай, США, Турция, Чехия. Студентов объединяет желание и стремление получить обширные знания в области методики преподавания русского языка как иностранного, как неродного, как второго родного. И позволит им это сделать новая заочная программа магистратуры Института Пушкина. Обучение будет проходить в дистанционном формате. Система обучения включает онлайн-курсы, разработанные ведущими преподавателями института, контактные онлайн-занятия, ресурсы электронной библиотеки института и многочисленные мультимедийные образовательные ресурсы портала «Образование на русском».

Открывая рабочую часть встречи, руководитель программы Юлия Науменко познакомила студентов с учебным планом и организацией обучения в первом семестре, подробно рассказала о том, какие дисциплины им предстоит изучать, какие зачеты и экзамены сдавать зимой. И все эти виды работ будут проходить в дистанционном режиме.

Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30036

16 октября

Стартовала стажировка послов русского языка в Болгарии. Стажировка пройдет на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Камчия». Решение о стажировке волонтеров было принято после экспедиции международной программы «Послы русского языка в мире», успешно прошедшей с 13 по 18 сентября. Кстати, это была первая очная встреча спустя полтора года работы в онлайн-формате. Послов русского языка представляли Полина Кривоносова и Дмитрий Закалюжный. Ребята работали в Школе им. Юрия Гагарина на базе СОК «Камчия». «Во время экспедиции мы провели квест с учениками средних и старших классов, – рассказывает Дмитрий. – Ребята проходили путь по шести станциям, на которых они узнали интересные факты о географии и культуре России. Особое внимание мы уделили истории советской и российской космонавтики, так как школа носит имя Юрия Алексеевича Гагарина. Этому была посвящена одна из станций. Для квеста мы задействовали всю территорию школы, старались подбирать локации по теме станции. Так, «космическая» станция располагалась в музее космонавтики, а станция про традиционную кухню – в школьной столовой. Для старших классов маршрут по точкам мы зашифровали с помощью загадок, чтобы ребятам было интереснее проходить квест».

По результатам экспедиции послов русского языка пригласили в Болгарию на стажировку. Стажировка продлится до 20 декабря 2021 года. В Болгарию отправятся два волонтера программы «Послы русского языка»: Маргарита Васильева и Ирина Павлова. Желаем девочкам успешной стажировки! Подробности: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30032

16 – 24 октября

В период с 16 по 24 октября состоялась очная образовательно-просветительская экспедиция Международной волонтёрской программы «Послы русского языка в мире».

6 волонтёров Программы при методической и организационной поддержке 2 экспертов Института Пушкина в течение недели проводили интерактивные занятия по русскому языку, литературе и страноведению России для учащихся школ Еревана (школа №145 имени С. Капутикян) и Гюмри (школы №30 и №38). Для студентов Ереванского государственного университета и Ширакского государственного университета были организованы тренинги по межкультурной коммуникации.

Методист программы «Послы русского языка в мире», заведующий кафедрой методов преподавания русского языка и литературы в школе Института Пушкина Татьяна Кудоярова провела 2 методических семинара на тему «Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» для школьных учителей русского языка и литературы на базе Русского дома в Ереване и Гюмри.

В рамках VIII Межрегионального российско-армянского форума, проходившего 18-19 октября в Республике Армения, руководитель Программы, заместитель директора департамента управления проектами Института Пушкина Светлана Ульянова рассказала о работе волонтёров: «В октябре 2015 года мы впервые провели образовательно-просветительскую экспедицию программы «Послы русского языка в мире», она состоялась здесь, в Армении. Тогда мы только начинали нашу программу, и коллеги из Армении нас очень сильно поддержали. За 6 лет программа стала действительно международной — за это время более 42 000 школьников и студентов из 70 стран приняли участие в мероприятиях послов русского языка, и я уверена, что именно в той первой экспедиции был заложен успех нашей программы на многие годы вперёд».

Данное мероприятие было организовано Фондом содействия продвижению русского языка и образования на русском совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Фонда публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и при содействии Россотрудничества. Подробности: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30144

25 октября

Институт Пушкина и Россотрудничество приглашают к участию в конкурсе «Магистры русского языка»! Ключевые цели конкурса – содействие продвижению русского языка за рубежом, формирование кадрового резерва преподавателей русского языка как иностранного, поддержка и мотивация студентов, демонстрирующих глубокие знания методики преподавания РКИ.

В конкурсе могут участвовать магистранты второго курса и аспиранты, которые обучаются по направлениям «Образование и педагогические науки» и «Языкознание и литературоведение». Конкурс проводится на портале «Образование на русском» в два этапа.

Первый этап продолжается до 15 ноября. К этому времени участникам необходимо зарегистрироваться на странице конкурса и загрузить свое портфолио в личном кабинете. Второй этап будет проводиться с 20 ноября по 15 декабря. На втором этапе участники проходят тестирование и представляют на конкурс видеоролик с фрагментом своего урока с группой иностранных учащихся в очном или дистанционном формате.

Победители и финалисты будут рекомендованы для прохождения практической подготовки за рубежом – стажировок в представительствах Россотрудничества или партнерских образовательных организациях. Подробности о проекте: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30068

26 – 28 октября

26–28 октября 2021 года Институт Пушкина под эгидой Россотрудничества провел в Алма-Ате II международный конгресс «Языковая политика стран СНГ». На конгрессе работало 7 секций, собравших самых известных социолингвистов стран СНГ.

Институт Пушкина на конгрессе представили проректор по науке Михаил Осадчий, профессор кафедры общего и русского языкознания Владимир Карасик, сотрудники Центра языковой политики и международного образования– доцент Светлана Камышева, доцент Александр Арефьев, кандидат филологических наук Алла Филиппова. «Проведение конгресса в очном формате – само по себе чудо в наши дни. Около 150 ученых приняло участие в форуме, высокий научный уровень которого отмечали многие. На пленарном заседании и в секциях обсуждались модели многоязычия в странах СНГ и самые животрепещущие вопросы. Участники конгресса почувствовали солнечную алма-атинскую осень, побывали на Медео и Кок-Тобе, посетили кафедральный Свято-Вознесенский собор. Самым главным – роскошью научного общения –все были одарены в полной мере», – поделилась впечатлениями Светлана Камышева.

Пленарное заседание открылось докладом руководителя Центра языковой политики и международного образования Института Пушкина Светланы Камышевой «Объективные инструменты оценки глобальной конкурентоспособности языков», вызвавшим оживленные дискуссии. Эта проблема, волнующая современных социолингвистов, имеет как теоретическое, так и огромное прикладное значение. Огромный интерес вызвал доклад профессора Михаила Осадчего «Цифровая трансформация коммуникации и языковой политики», который долго еще обсуждался в кулуарах. Третье важнейшее направление конгресса было обозначено в пленарном докладе профессора Института Пушкина Владимира Карасика «Дискурсивная специфика билингвизма».

Подробности о проекте: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30093

29 октября

Институт Пушкина организует в декабре Зимнюю школу для зарубежных преподавателей русского языка и предметов на русском языке.

Проректор по учебно-воспитательной работе Елена Колтакова сообщила, что Зимняя школа проводится Институтом Пушкина при поддержке Россотрудничества. «Участие в Зимней школе бесплатное. Мероприятия пройдут в онлайн-формате. Слушателями могут стать преподаватели любой страны мира, которые учат русскому языку или ведут обучение на русском языке», – отметила Елена Викторовна.

Для участия в Зимней школе преподавателям необходимо до 5 декабря 2021 года зарегистрироваться на портале «Образование на русском» и пройти диагностическое тестирование профессиональных компетенций. «На основе результатов тестирования специалисты Института Пушкина сформируют программу Зимней школы с учетом актуальных потребностей участников», – рассказала Елена Колтакова.

Основные консультационные и методические мероприятия, направленные на профессиональную поддержку педагогов, начнутся 13 декабря. Лекции, мастер-классы, дискуссии продолжатся до конца месяца. Тематика мероприятий: теория и практика преподавания русского языка как иностранного, активные процессы в русском языке, современная русская литература, обучение детей-билингвов, цифровые технологии в образовании и гибридное обучение, разработка и использование электронных образовательных ресурсов. Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30087

8 ноября

В Институте Пушкина состоялась встреча ректора Маргариты Русецкой и советника департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Галины Казак. Во встрече участвовали проректор по учебно-воспитательной работе Елена Колтакова, проректор по инновационной деятельности и дистанционному обучению Марина Яскевич, проректор по развитию Анна Хехтель, руководитель и сотрудники департамента управления проектами Дина Горбатова, Светлана Ульянова, Екатерина Атрашкевич. Темой обсуждения стал Год русского языка, объявленный в странах СНГ в 2023 году решением Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина является Базовой организацией государств-участников СНГ по преподаванию русского языка. Институт будет выполнять функции оператора Года русского языка со стороны Министерства науки и высшего образования России. Стороны обсудили план мероприятий, которые будут проводиться в рамках подготовки и проведения Года русского языка.

В ноябре-декабре этого года Институт Пушкина откроет кафедры русского языка в славянских университетах Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. В декабре состоится форум, на котором пройдет подведение итогов Конкурса грантовой поддержки молодежи СНГ имени академика В.Г. Костомарова.

До конца 2021 года также пройдут четыре экспедиции волонтеров программы Института Пушкина «Послы русского языка в мире» в Армению, Белоруссию, Киргизию и Таджикистан. Кроме того, в ноябре-декабре 2021 года Институт Пушкина проведет цикл открытых лекций, мастер-классов по русскому языку, в котором может принять любой желающий. Подробности: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30122

12 ноября

12 ноября открылась кафедра «Институт Пушкина» в составе Центра русского языка и культуры Белорусско-Российского университета в Могилёве. Это первая кафедра из четырех запланированных к открытию до конца 2021 года на базе славянских университетов в Армении, Таджикистане, Беларуси и Киргизии.

Сеть кафедр Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина – базовой организации по преподаванию русского языка в странах СНГ – создается при поддержке Министерства науки и высшего образования России. Открытие кафедры в Могилёве состоялось в рамках торжественного празднования 60-летия БРУ.

В рамках работы кафедры «Институт Пушкина» запланированы образовательно-просветительские и научно-методические программы, совместные научные исследования. Уже в 2021 году выйдет исследование состояния русского языка за рубежом «Индекс положения русского языка», состоится конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве», начнут работу штаб-квартиры международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире» на базе Белорусско-Российского университета. Насыщенная программа запланирована на 2022 год. Будет подготовлен специальный выпуск журнала «Русский язык за рубежом», посвященный русистике Белоруссии, открыты научные лаборатории, организовано выставочное пространство.

В рамках открытия кафедры «Институт Пушкина» 12 ноября в БРУ состоялся круглый стол «Подготовка к году русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ в 2023 году». Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30126

20 ноября

В Российско-Таджикском (Славянском) университете в Душанбе состоялось торжественное открытие кафедры «Институт Пушкина». Церемония открытия стала итогом Дней Русского языка и культуры в Республике Таджикистан.

В этот же день состоялось представление стратегии развития кафедры «Институт Пушкина». По мнению Ходжазода Тохира Абдулло, основная функция кафедры как в самом университете, так и в масштабе всей республики – это методическая поддержка педагогов. «Помощь в преподавании русского языка как иностранного, как языка специальности, русского языка для преподавателей, обучающих школьников с русским и национальными языками обучения – таджикским, туркменским, казахским, у нас эти школы есть», – рассказал ректор. Глава делегации Института Пушкина проректор по учебно-воспитательной работе Елена Колтакова подчеркнула, что институт и Российско-Таджикский (Славянский) университет связывают давние и прочные партнерские отношения, и открытие кафедры стало логическим продолжением этого сотрудничества. Елена Викторовна рассказала об основных направлениях сотрудничества, которые планируются в рамках работы кафедры «Институт Пушкина»: образовательном, научном и гуманитарно-просветительском.

Елена Колтакова провела для таджикских коллег круглый стол «Подготовка к году русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ в 2023 году». В этот же день состоялась открытая лекция профессора Института Пушкина Нины Рогозной «Билингвизм в современном мире». После выступлений состоялась дискуссия, на которой участники круглого стола и открытой лекции обсудили поднятые темы и наметили планы на будущее. Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30170

23 ноября

Состоялось открытие программы повышения квалификации Института Пушкина «Технологии международного позиционирования России в сфере продвижения русского языка и образования на русском».

Директор департамента управления проектами Института Пушкина Дина Горбатова рассказала, что главной целью этой программы является формирование единого сообщества, участвующего в реализации международной деятельности России в гуманитарной области. Проект реализуется онлайн, это дает возможность участвовать в нем жителям всех регионов России. Среди слушателей программы – представители вузовской общественности, некоммерческих организаций, а также молодые лидеры, которые участвуют в программах международного обмена. «Задача этого курса, который реализуется уже второй год – обеспечить знаниями и навыками представителей целевой аудитории, которые занимаются продвижением России на международной арене, познакомить с государственными приоритетами международной политики в этой сфере», – отметила Дина Анатольевна.

Обучение проводится по трем модулям: 1. Глобальная конкуренция России в гуманитарной сфере: государственные приоритеты и механизмы поддержки; 2. Актуальные вопросы продвижения русского языка и образования на русском: вызовы времени; 3. Эффективные коммуникативные технологии: деловая, межкультурная, медиа и цифровая коммуникации.

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая подчеркнула в своем выступлении важность профессионального подхода в международной коммуникации. «Наша встреча направлена на то, чтобы сохранять нашу включенность в общий профессиональный диалог, профессиональную коммуникацию на тему международного сотрудничества, – сказала Маргарита Николаевна. – Институт Пушкина входит в тему международного сотрудничества через русский язык – то, чем институт занимается с первого дня своего основания и до сегодняшних дней».

Маргарита Русецкая анонсировала второй Костомаровский форум, регистрация на который начнется уже в январе 2022 года. «Я очень надеюсь, как и в прошлом году, мы вместе с вами сложим программу интересных мероприятий, новых форматов и заполним последнюю неделю мая самыми позитивными новостями о том, что делается в России для изучения, сохранения и преподавания русского языка».

Программа повышения квалификации «Технологии международного позиционирования России в сфере продвижения русского языка и образования на русском» пройдет в дистанционном формате до 22 декабря 2021 года. Программа предназначена для специалистов российских вузов, некоммерческих организаций и представителей молодежи, выезжающих за рубеж с целью участия в международных мероприятиях от имени Российской Федерации, включая представителей проектных офисов и координационных центров реализации программ международного молодежного сотрудничества.

Программа реализуется Институтом Пушкина по заданию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30204

25 ноября

В Санкт-Петербурге открылся Молодежный семинар русистов-филологов по поддержке русского языка в балканских государствах. В северной столице России собрались 25 делегатов – победителей конкурсного отбора для участия в семинаре, представляющие семь балканских государств: Болгарию, Боснию и Герцеговину, Италию, Северную Македонию, Сербию, Турцию и Хорватию. Участников приветствовали в онлайн-формате представители российских государственных и образовательных организаций.

Гостеприимной площадкой для Молодежного семинара балканских русистов стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Директор Департамента управления проектами Института Пушкина Дина Горбатова передала команде Политеха Большой универсальный словарь русского языка под редакцией В.В. Морковкина в качестве дружеского подарка от ректора Маргариты Русецкой.

Семинар продлится до 27 ноября. Молодые балканские русисты будут презентовать собственные проекты – анализ положения русского языка в своих странах, знакомиться с новыми подходами в организации уроков, повышения мотивации учеников и педагогических компетенций преподавателей. Лекции и мастер-классы экспертов Института Пушкина охватывают широкий спектр знаний и навыков, необходимых для успешной работы в сфере изучения, преподавания и практического использования русского языка в современном мире.

Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, информационную поддержку предоставило Россотрудничество. Подробности о мероприятии: https://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30171

25 ноября

В Бишкеке на базе Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина открылась кафедра «Институт Пушкина», созданная Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Благодаря этому событию киргизские русисты во всех регионах страны получат доступ к новым знаниям.

Сотрудничество московского Института Пушкина и РКСУ началась задолго до официального открытия кафедры. Поэтому практически все присутствующие в этот день говорили о конкретных планах и о том, что открытие кафедры благоприятно скажется на ситуации с русским языком в Бишкеке и регионах Кыргызстана.

Продолжением программы дня стал круглый стол «Подготовка к Году русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ в 2023 году», который провел Михаил Осадчий. Проректор Института Пушкина по науке обсудил с киргизскими коллегами мероприятия, которые будут включены в программу. Профессор кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Мария Милованова прочитала открытую лекцию «Активные процессы в русском языке». Завершением насыщенного событиями дня стала Литературная гостиная, которую провела главный научный сотрудник института Эльмира Афанасьева. Подробности о мероприятии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30172

6 декабря

В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина начал работу международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве».

Конгресс проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках подготовки к Году русского языка в СНГ – 2023. Организаторы конгресса: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Кыргызско-Российский славянский университет, Российско-Таджикский (славянский) университет, Белорусско-Российский университет, Российско-Армянский университет.

«Конгресс вызвал очень активный отклик наших коллег из всех стран содружества и дальнего зарубежья, собрал более 500 докладчиков. Мы очень рады, что завершаем 2021 год таким торжественным и увлекательным мероприятием», – сказал на открытии конгресса проректор по науке Института Пушкина Михаил Осадчий.

Первый день конгресса был посвящен повышению эффективности преподавания и научного изучения русского языка на пространстве СНГ. Пленарное заседание открыла ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. На Институт Пушкина как Базовую организацию стран СНГ по преподаванию русского языка возложена миссия координатора мероприятий Года русского языка в сфере образования. Маргарита Николаевна сообщила, что по поручению Министерства науки и образования РФ введен в эксплуатацию официальный сайт образования и научных мероприятий Года русского языка. «Это наша главная информационная площадка. Однако мы с вами понимаем, что главное не провести праздничные мероприятия Года русского языка, а системно поговорить о проблемах, которые требуют принципиального решения», – считает Маргарита Русецкая.

Ректор сообщила, что в рамках подготовки к 2023 году институт по поручению Минобрнауки РФ реализует масштабный проект по развитию центров русской филологии на базе национальных славянских университетов. Это экспертиза и совместная разработка образовательных программ на русском языке, открытие кафедр Института Пушкина (это уже произошло буквально на днях) программы повышения квалификации местных преподавателей, совместные научные исследования, организация работы со студентами, просветительская деятельность в сотрудничестве со Всероссийским обществом «Знание».

Маргарита Русецкая анонсировала новую программу долгосрочных стажировок «Золотая тысяча», которая будет организована совместно с Россотрудничеством для русистов СНГ на базе ведущих российских университетов.

Кроме того, для укрепления национальных систем подготовки кадров высшей квалификации планируются программы совместных диссертационных советов, организация защит научных работ в российских диссертационных советах.

В ходе пленарного заседания развернулась дискуссия на тему, которая давно волнует профессиональное сообщество: сокращение корпуса научных текстов на русском языке. Проблему обозначил Михаил Осадчий. С целью опубликовать свои научные труды в как можно большем числе изданий, ученые пишут статьи сразу на английском языке, который сейчас доминирует в качестве языка науки. Это касается и статей филологов на тему русского языка. Если даже ученый потрудится перевести свой научный труд на русский, при публикации возникают проблемы, так как статья, однажды опубликованная на английском, уже не является уникальной, а многие издания тщательно следят за новизной контента, используя искусственный интеллект, легко вычисляющий переведенные тексты. Ни российское законодательство, ни грантовые требования пока никак не регламентируют этот процесс.

Спикеры и участники конгресса сошлись во мнении, что решения пока нет. Маргарита Русецкая отметила, что это лишь один из множества вопросов, которые будут затронуты в ходе конгресса.

Приятными и волнующими моментами заседания стали сообщения о награждении. На конгрессе было торжественно объявлено о том, что решением президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы заслуженный профессор института Анатолий Щукин удостоен медали А.С. Пушкина за значительный вклад в распространение русского языка. Анатолий Николаевич – выдающийся ученый, один из основоположников методики преподавания русского языка как иностранного, автор учебников, словарей, монографий, многие из которых стали настольными книгами филологов и русистов.

Были отмечены и молодые русисты. На конгрессе состоялось награждение победителей конкурса грантовой поддержки гуманитарных и проектных инициатив молодежи имени академика В.Г. Костомарова, который проводился Институтом Пушкина.

Во второй половине дня началась работа по секциям: «Координация и повышение эффективности преподавания и научного изучения русского языка на пространстве СНГ», «Актуальные проблемы билингвизма и диалога культур», «Методика преподавания русского языка как иностранного в контексте многоязычия и цифровой трансформации», «Русский язык на рынке труда», «Русский язык – язык литературы и культуры».

Подробности о событии: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=30194