Международная научно-практическая конференция «Язык и литература в зеркале культуры: образовательные практики» (01 апреля 2023 г.) при поддержке РОПРЯЛ стала масштабной площадкой для обсуждения актуальных научно-педагогических проблем.
60 участников из 9 регионов России, из них 12 докторов наук, 24 кандидата наук из Москвы, Санкт-Петербурга, Луганска, Симферополя, Белгорода, Ростова, Оренбурга, Калуги, Тулы и др.; 3 страны-участницы (Россия, Казахстан, Китай), преподаватели ведущих вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Московский политехнический университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИРЭА, БелГУ, Южный Федеральный университет и др.
Обсуждаемые проблемы:
1. Межпредметные связи как развивающая функция учебного процесса по русскому языку и литературе в вузе
2. Современная социокультурная ситуация и язык современных СМИ
3. Постмодернизм в методике преподавания РКИ: пути преодоления
4. Обучение языку специальности как целостной системе: переменная приоритетность
5. Интерактивные формы обучения в профессиональной подготовке будущих филологов: взгляд в будущее
6. Слово в системе концептуализации языковой картины мира
7. Игровая методика как способ знакомства иностранных слушателей с русской культурой
8. Имагологический аспект работы средств массовой информации
9. Интерактивные технологии обучения
10. Различные аспекты литературоведческого анализа художественных произведений
Большой интерес вызвали следующие доклады пленарного заседания: Вишнякова С. А., д-р пед. наук, проф. (Университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭс) — Межпредметные связи как развивающая функция учебного процесса по русскому языку в вузе; Хромов С.С., д-р фил.наук, проф (Московский политехнический университет) — Современная социокультурная ситуация и язык современных СМИ; Николенко Е.Ю., канд.пед.наук, доц. (МГУ имени М.В. Ломоносова) — Постмодернизм в методике преподавания РКИ: пути преодоления; Новосельцева Наталья Владимировна, канд. пед. наук (Республика Казахстан, Издательский дом «Кокжиек-Горизонт») — Функциональное чтение: линейный и рефлексивный сценарий; Просвиркина Ирина Ивановна, д-р пед. наук, доц. (Оренбургский государственный университет) — Использование интерактивных упражнений на занятиях по русскому как иностранному; Черкашина Татьяна Тихоновна, д-р пед. наук, проф. (РГУ им. А.Н. Косыгина) — Слово в системе концептуализации языковой картины мира; Ковтун Лилия Викторовна, канд. культурологии, доц. (Российский биотехнологический университет) — Игровая методика как способ знакомства иностранных слушателей с русской культурой.
В открытой дискуссии приняла участие Романова Н.Н., д-р пед. наук, проф. (МГТУ им. Н.Э. Баумана).
На конференции работало 3 секции: 1) Метафорическая картина мира и ценностные смыслы национальной культуры: 2) Лингвокогнитивные подмены как угроза языковой безопасности: 3) Диалог культур на занятиях по литературе и РКИ. Все доклады вызвали огромный интерес участников конференции. Особо хочется отметить активность педагогов Казахстана, которые поделились своим опытом работы по русскому языку и литературе. На секции «Метафорическая картина мира и ценностные смыслы национальной культуры» наибольший интерес и оживленную дискуссию вызвали следующие доклады:
1. Солопов Данила Алексеевич (Тульский государственный педагогический университет им. Д. Н. Толстого) — Что такое Chat GPT и как им можно пользоваться в школе и университете.
2. Явгастина Дания Рафиковна (Оренбургский государственный университет) — Песня на занятиях русского языка как иностранного.
3. Локтев Евгений Владимирович, канд. филол. наук (РГУ им. А.Н. Косыгина) — Душа человека в огранке грамматики.
4. Горбунова Юлия Сергеевна, канд. филол. наук, доц. (ЮФУ) — Метафорические наименования внутренних качеств человека в современном русском языке.
На секции «Диалог культур на занятиях по литературе и РКИ» наиболее интересными были доклады:
1) Астащенко Елена Васильевна, канд. филол. наук (РОСБИОТЕХ) — Русская и африканская проза, схождения и параллели, при ознакомительном и изучающем чтении на уроках РКИ;
2) Ушакова Татьяна Васильевна, канд. пед. наук, доц. (Южный федеральный университет) — Национальный менталитет на страницах романов И.А. Гончарова «Обломов» и «Обрыв» через призму современного восприятия;
3) Каблуков Валерий Витальевич, канд. филол. наук (Российский технологический университет — МИРЭА) — «Homo post scriptum» в драматургии А. Платонова и Н. Эрдмана: традиции и новаторство;
4) Проняева Ирина Викторовна (КГУ «ОШ №1», г. Актау) — Лиризм прозы Н.В. Гоголя: теория и практика изучения в школе;
5) Золотухина Елена Владимировна (КГУ «Общеобразовательная школа 9» г. Алматы) — «Педагогическая концепция «От удивления к познанию». Использование в практике преподавания экранизаций литературных произведений».
На секции «Лингвокогнитивные подмены как угроза языковой безопасности» самыми интересными и информативными были доклады:
1. Ярошевич Надежда Петровна — Развитие полиязычия через начальное обучение театральному искусству.
2. Жукова Анна Николаевна, канд. пед. наук, доц. (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) — Инжиниринг в области филологического образования.
3. Моуравова Марина Лазаровна, канд. пед. наук, доц. (ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ») — Фонетические ошибки в речи иностранных обучающихся и пути их исправления (из опыта работы).
4. Лесников Сергей Владимирович, канд. филол. наук (РГПУ им. А.И. Герцена) — Стемминг словарей русского языка как основа академического лексикографического корпуса.
5. Еслямова Карина Руслановна, Нуртаза Аяжан Жандос қызы (IT лицей им. аль-Фараби города Кокшетау) — Создание фанфика на уроке литературы с нерусским языком обучения, как один из способов расширения читательского сознания (9 класс, но их деятельность как школьников довольно интересна и ценна).