Научно-практическая конференция «Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации»

Научно-практическая конференция «Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации» («Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе»). Москва, Российская академия образования, 6-9 апреля 2015 года.

В конференции, проводившейся РОПРЯЛ совместно с Российской академией образования, приняли участие более 300 педагогов и школьных методистов из 65 регионов России.

Цель мероприятия – проанализировать результаты первого года проведения итогового сочинения, обобщить вопросы его внедрения в практику школьной работы, а также наметить перспективы развития сочинения как формы аттестации. Научная программа мероприятия охватывала различные аспекты функционирования сочинения: роль сочинения в современной концепции филологического образования, риски и преимущества, связанные с применением современного литературного текста на уроке, сочинение сквозь призму литературоведения, жанровая парадигма сочинения в начальной и средней школе, психофизиологические основы обучения письму и чтению, подходы к отбору литературных текстов в свете читательских предпочтений современных школьников. Большой интерес у всех без исключения участников конференции вызвало выступление профессора Татьяны Владимировны Черниговской, заведующей кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, на тему «Сочинение как средство “обучения мозга”».

Выступавшие отметили, что опыт возвращения к сочинению не только позволил зафиксировать определенный  уровень развития культуры письменной речи современных выпускников, но и обнажил ряд противоречий социокультурного характера. Так, являясь безусловным достижением советской педагогической школы, сочинение переживает кризис как дидактический жанр, воспринимающийся зачастую как формальный «допуск к ЕГЭ». В рамках проходивших на конференции дискуссий неоднократно высказывалось мнение о необходимости более четкого определения статуса итогового сочинения, о необходимости сохранения жанровой полифонии сочинения: наряду с сочинением-рассуждением, необходимо также предлагать учащимся сочинение в жанрах рассказа, очерка, эссе, письма, рецензии.

В качестве приоритетных задач, стоящих перед педагогическим сообществом, участники конференции назвали определение механизмов, которые позволят ученику и учителю ориентироваться не столько на формальные требования, сколько на необходимость письменно формулировать законченные, ясные и самостоятельные мысли с опорой на законы классической логики, авторитет русской литературы, личный и общественный опыт.