Сборник информационно-аналитических материалов
Предлагаемый сборник адресован работникам высшей школы России, занимающимся привлечением иностранных абитуриентов на обучение, представителям органов власти и управления в сфере высшего образования и гуманитарного сотрудничества, руководителям и сотрудникам агентств академической мобильности, членам общественных объединений и всем тем, кого интересует проблематика международного сотрудничества в сфере образования.
В сборник вошли материалы исследования, проведенного Обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) в 2016 году. Приступая к выполнению проекта, специалисты РОПРЯЛ ставили перед собой задачу всесторонне охарактеризовать состояние подготовительных отделений учреждений высшей школы России на примере девяти университетов в каждом из федеральных округов Российской Федерации.
При выборе вузов — участников исследования авторы данной работы придерживались широкой трактовки понятия «подготовительное отделение», понимая под этим термином не только структурные подразделения, где, наряду с языковыми компетенциями, зарубежные учащиеся овладевают системой предметных знаний в зависимости от программы основного курса (так называемые подготовительные факультеты), но и вузовские языковые центры, где внимание учащихся сосредоточено только на изучении русского языка как иностранного, с варьированием языка будущей специальности.
Важным требованием проекта было обеспечение широкого географического охвата исследования, позволяющего выделить общие особенности набора иностранных абитуриентов, а также зафиксировать региональные вариации рассматриваемой практики. В ходе переговоров согласие на участие в исследовании дали: по Центральному федеральному округу — Российский университет дружбы народов (РУДН); по Северо-Западному федеральному округу — Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); по Южному федеральному округу — Южный федеральный университет (ЮФУ); по Приволжскому федеральному округу — Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ); по Северо-Кавказскому федеральному округу — Пятигорский государственный университет (ПГУ); по Крымскому федеральному округу[1] — Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (КФУ); по Уральскому федеральному округу — Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (УрФУ); по Сибирскому федеральному округу — Сибирский федеральный университет (СФУ); по Дальневосточному федеральному округу — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).
Избранный авторами широкий ракурс исследования был последовательно реализован при составлении опросных листов для всех участников процесса обучения: представителей вузовского менеджмента, осуществляющих управление процессом набора и обучения иностранных абитуриентов, педагогов-русистов, которые непосредственно преподают русский язык будущим студентам, и, конечно, самих абитуриентов. Представляется, что такой подход к отбору респондентов позволил сделать исследование более объективным с точки зрения репрезентативности участников, а его результаты — более точными.
Предлагаемый сборник не рассматривает вопросы преподавания русского языка на подготовительных отделениях изолированно: учитывая знаковую роль данных отделений в системе обучения иностранных граждан в России в целом, в этой книге были проанализированы причины выбора российских вузов иностранцами, структурные формы организации подготовительных отделений, вопросы их маркетинговой деятельности, особенности развития академической инфраструктуры. Не осталось в стороне и содержание подготовительных программ: был проведен сопоставительный анализ аспектно-тематического наполнения этих программ, их продолжительности, рассмотрены вопросы учебно-методического обеспечения.
Выбор стадии довузовской подготовки в качестве объекта исследования был обусловлен высокой значимостью этого этапа в процессе адаптации иностранных учащихся: именно с освоения русского языка начинается процесс получения российского образования для каждого иностранного абитуриента, и от того, насколько благоприятным станет прохождение данного этапа, зависит успех дальнейшей учебной деятельности будущего зарубежного специалиста. Исследование направлено на определение потенциальных «точек роста» российских университетов в данной сфере, а также на выявление тех проблем, с которыми сталкиваются наши коллеги в своей повседневной работе.
[1] Указом Президента Российской Федерации № 375 от 28 июля 2016 года «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти» Крымский федеральный округ был упразднен и включен в состав Южного федерального округа.