Цикл мероприятий сессии открылся в 2015 году семинаром «Изучение и преподавание русского языка и литературы в поликультурном пространстве». Мероприятие проходило 1-2 мая 2015 года в международном гуманистическом центре культуры и образования «Диостан» (Учалинский район Башкрии).
Семинар был проведен РОПРЯЛ совместно с Башкирским государственным университетом при поддержке фонда «Русский мир» и научного фонда «Антонио Менегетти». В работе мероприятия приняло участие 60 человек: преподаватели русского языка и литературы из БашГУ, а также учителя-словесники из школ Башкирии. В рамках пленарных заседаний и круглых столов прозвучали выступления представителей вузов-членов РОПРЯЛ: Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского федерального университета и Адыгейского государственного университета.
На семинаре рассматривались ключевые проблемы функционирования русского языка в поликультурном пространстве, основные вопросы грамматической прагматики в рамках компетентностного подхода при обучении русскому языку как неродному, проблемы формирования языковой личности в системе школьного лингвистического образования и в контексте ЕГЭ, а также формирования активного билингвизма.
Насыщенной также была программа круглых столов, проходивших в рамках семинара. Неподдельный интерес у школьных методистов и педагогов вызвали такие вопросы, как реализация регионального компонента в преподавании русского языка как неродного, внедрение сочинения в учебный процесс, технологии стимулирования читательского интереса у молодежи, обучение «креативному письму», анализ текста как важное условие подготовке к ГИА и ЕГЭ, опыт проведения интегрированных уроков междисциплинарной направленности, применение приемов театральной педагогики на уроках литературы, организация проектной деятельности учащихся. Высокую оценку собравшихся получили научно-исследовательские работы школьников, выполненные под руководством башкирских педагогов и представленные в рамках семинара.
Еще одно мероприятие сессии «РОПРЯЛ – Русскому миру» с успехом состоялось 24-25 ноября в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете под названием «Актуальные вопросы преподавания русского языка в полиэтнической среде Южного федерального округа». Актуальность выбора данного региона для проведения семинара обусловлена тем, что сегодня именно Южный федеральный округ является полюсом притяжения миграционных потоков, своеобразными «южными воротами» России, что выдвигает ряд серьезных вопросов и перед педагогическим сообществом в части обучения тех граждан, которые решили связать свою дальнейшую судьбу с Россией и русским языком.
Научную программу мероприятия открыл круглый стол «Адаптация мигрантов в полиэтнической и поликультурной среде», оживленную дискуссию в рамках которого вызвало обсуждение проблем несоответствия федеральных образовательных стандартов специфике многонационального контингента средних общеобразовательных школ с преобладанием учащихся, для которых русский язык не является родным. Говоря о необходимости обновления содержания учебников, многие участники дискуссии признали необходимость разработки специальных текстов с информацией об истории, традициях и обычаях народов России.
В качестве одного из вариантов решения проблемы управления мотивацией учащихся мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов была предложена идея внедрения в школы практики миграционного менеджмента. Появление в школах должности миграционного менеджера позволило бы предупреждать факты деликвентного поведения учащихся, формировать у них уважительное отношение как к русскому языку как языку межнационального общения, а также к культурам различных народов, населяющих нашу страну.
Работу семинара продолжили лекции, практические занятия и мастер-классы по вопросам преподавания русского языка в полиэтнической среде. Большой интерес у собравшихся также вызвало выступление профессора, заведующей кафедрой межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ирины Павловны Лысаковой, которая поделилась опытом обучения детей мигрантов русскому языку в Санкт-Петербурге. В своем докладе И.П. Лысакова отметила эффективность курсов повышения квалификации для учителей полиэтнических классов, организуемых на базе РГПУ для учителей различных регионов России, а также представила ряд учебных пособий по русскому языку для армянских, грузинских, азербайджанских учащихся, разработанных коллективом университета. Особый интересу у школьных педагогов вызвал учебно-методический комплекс «Русский букварь для мигрантов» для общеобразовательных российских школ с полиэтническим составом учащихся. Такой букварь предназначен для подготовки детей, не владеющих русским языком, к обучению в 1 классе российской школы.
Второй день семинара был посвящен социолингвистическому аспекту функционирования русского языка в регионе, а также практике тестирования мигрантов по русскому языку. В рамках семинара также состоялась выставка учебной литературы по тематике семинара, подготовленной издательствами «Просвещение» и «Русский язык. Курсы».