В ноябре-декабре 2016 года Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) выполнило исследование «Изучение качества преподавания русского языка в образовательных организациях Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей». Проект был реализован в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».
Актуальность создания системы оценки качества в рассматриваемой сфере обусловлена высокой значимостью русского языка как предмета и как метапредметной основы в образовательном процессе российских школ, в том числе школ с полиэтническим составом учащихся. От степени сформированности языковых навыков и умений зависит эффективность освоения учащимися других учебных предметов, а также качество их социальной интеракции.
Вопрос социализации молодежи особенно актуален применительно к представителям народов России. Для учащихся, которые осваивают русский язык как неродной, приоритетной является установка на активный билингвизм, позволяющий осуществлять полноценную познавательную деятельность как на родном, так и на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Немаловажную роль имеет вопрос функционирования русского языка в контексте диалога культур, что принципиально важно для развития толерантной личности.
Участие в проекте приняли представители вузов-членов РОПРЯЛ, имеющие серьезные компетенции в области оценки качества преподавания русского языка: Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Южного федерального университета, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского Федерального Университета, Чеченского государственного педагогического университета. Поддержку проекту также оказала Российская академия образования.
В ходе проекта были систематизированы источники информации по проблемам оценки качества образования и сформирована картотека, объединяющая 81 источник: материалы научно-практических конференций, справочные порталы, научные монографии, диссертационные исследования, рабочие программы, методические пособия, нормативные акты. На основе анализа источников были разработаны анкеты для директоров школ, учителей русского языка как родного и педагогов, преподающих русский язык учащимся, для которых он не является родным. В ходе онлайн-опросов и полевых исследований было опрошено 753 респондента в Республике Адыгея, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан и Чеченской Республике, а также в Ростовской области.
В рамках опроса были разработаны онлайн-анкеты, включающие 77 открытых и закрытых вопросов, касающихся отбора учебного материала, особенностей программ, по которым ведется обучение, применения учебно-методических комплексов по русскому языку из федерального перечня учебников, разработки заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий у учащихся, способов управления мотивацией учащихся. Отдельное внимание было уделено целям и способам реализации регионального и этнокультурного компонента в обучении русскому языку.
Завершающим этапом проекта стала разработка Системы оценки качества преподавания русского языка и литературы, включающей описание возможностей применения систематизированных источников информации по вопросам изучения качества преподавания русского языка, методов оценки, мер внутренней и внешней оценки качества.
Особого внимания в Системе заслуживают методические рекомендации с обобщением результатов оценки современного состояния качества преподавания русского языка в школах с учётом регионального и этнокультурного компонента: описание задач психолого-педагогического содержания, способов стимулирования профессионального развития педагогов, форм научно-методической работы. Разработчиками системы были сформулированы критерии оценки результатов методической работы, а также подготовлены предложения по совершенствованию системы оценки качества билингвального образования в школах.
Созданные РОПРЯЛ материалы могут использоваться органами управления образованием федерального, регионального, муниципального уровня, представителями педагогических вузов, руководителями образовательных организаций, учителями русского языка и литературы, работающими в поликультурной среде, преподающими русский язык как родной и неродной.
Результаты анкетирования представителей педагогического сообщества