Семинар «РКИ в эпоху пандемии» собрал более 600 участников

28 апреля 2021 года

27 апреля состоялся Международный онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», посвященный наиболее успешным практикам работы в новых для отрасли условиях. Семинар был организован Центром «Златоуст» (Санкт-Петербург) и Русским домом науки и культуры в Париже.

В мероприятии приняли участие почти 600 специалистов из 68 стран мира, параллельно трансляцию в Youtube смотрело свыше 850 участников. Высокий статус мероприятия и его значимость для продвижения русского языка в мире отметили президент МАПРЯЛ, советник Президента Российской Федерации В.И. Толстой, заместитель руководителя Россотрудничества П.А. Шевцов, директор Русского дома науки и культуры в Париже К.М. Волков, а также генеральный директор Центра «Златоуст», член Правления РОПРЯЛ С.Н. Голубев.

По словам главного редактора Центра «Златоуст» А. В. Голубевой, целью семинара было представление современных эффективных форм работы — обмен продуктивными идеями и демонстрация возможностей новых технологий, которые способны работать на результативность обучения, но не должны ограничивать жизнь только рамками экрана.

Специалисты Центра «Златоуст» познакомили участников семинара с изменениями в печатной учебно-методической литературе, ее трансформацией в условиях удалённого обучения и новыми каналами для доступа преподавателей к учебным материалам — https://zlatoust.store/ (Н.О. Козина), а также с ресурсной платформой «РКИ для всех», предлагающей на бесплатной или платной основе широкую палитру тестов для подготовки к экзамену ТРКИ, игровых материалов, а также цифровые учебники — https://trki-zlat.ru. (А. М. Пуляевская).

А.А. Алёшина и А.И. Любивая представили проекты для разных целевых групп учащихся, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Это Телеграм-канал и разговорный клуб «Златоуста» — https://www.zlat-edu.ru/ и https://t.me/learnrussianwithzlatoust, к которым широко привлекаются волонтеры со всей России и других стран мира, а также мини-олимпиады и спецкурсы для учащихся разного возраста и разного уровня владения русским языком, при подготовке которых используются ресурсы платформы «РКИ для всех» — http://kurs.trki-zlat.ru/. Среди участников семинара оказалось немало тех, кто уже проходил программы повышения квалификации «Златоуста», о перспективах развития этого направления можно было узнать из выступления А.Н. Акулич — https://mirrki.ru/ . Всплеск комментариев в чате вызвало выступление известного эстонского методиста и педагога Инги Мангус, ее УМК «Давай!» благодаря публикации в «Златоусте» вот уже третий год успешно работает не только в родной Эстонии, но и во многих других странах. Коллег интересовала возможность создания национально ориентированных версий курса.

Вторая половина дня прошла в формате «печа-куча». Он оказался новым для большинства участников, но тем не менее подтвердил свою эффективность не только для презентации идей молодых специалистов, но и для выступлений матерых экспертов. Специалисты из России (Томского, Башкирского, Воронежского госуниверситетов, Крымского и Казанского федеральных университета), а также Австрии, Израиля, Испании, Казахстана, Узбекистана, Франции представили исследования, посвященные восприятию удаленного обучения обеими сторонами учебного процесса, сопоставлению его эффективности с традиционной формой, а также перспективам гибридного и смешанного обучения. Многие отметили, что для взрослых учащихся такие формы более эффективны, чем обычные аудиторные занятия, но для младших учеников эффективность обучения падает.

Во многих университетах были созданы собственные электронные образовательные платформы и стали использоваться электронные учебники. Значительно увеличилась доля самостоятельной работы учащихся, что требует иных учебных материалов. Неожиданно оказалось, что онлайн-обучение может и по-своему сближать людей через проектную и исследовательскую работу в группах. По мнению выступавших, переход на удаленное обучение показал: в освоении новых технологий преподаватели зачастую опережают студентов, потому что им уже не раз приходилось заново адаптироваться к различным изменениям.  «При хорошей методике мы можем заново открыть себя», — отметил профессор русского языка Университета Барселоны Марк Руис-Соррилья Крусате.

Участники семинара смогли познакомиться и с мерами господдержки русского языка Департаментом внешнеэкономических и международных связей столицы, которые в минувшем году охватили 48 стран, и с инновационными проектами Комитета по туризму города Москвы. Проекты «Город открытий» и «Страна открытий», о которых рассказала М.Ю. Киселева, помогают подросткам выстраивать траекторию личного и профессионального развития, прививают интерес к своей стране и ее культуре (http://yourguide.cityofdiscoveries.moscow).

Некоторые приемы интерактивного онлайн-общения и вовлечения аудитории в обсуждение коллеги смогли опробовать на себе уже в ходе семинара. В течение 6 часов в чате слушатели обменивались контактами, задавали вопросы лекторам, комментировали их высказывания, писали о собственном опыте. В ходе викторины на сервисе Mentimeter были разыграны новые издания «Златоуста», а также сертификат на участие в любом курсе повышения квалификации Центра. Все презентации участников, а также некоторые другие доступны на виртуальной стене https://mirrki.ru/semzlatparis/prez, записи выступлений представлены в открытом доступе на Youtube-канале «Златоуста», после сдачи небольшого онлайн-теста участники семинара смогут получить электронные сертификаты о повышении квалификации.

Подводя итоги семинара, можно отметить, что большинство участников образовательного процесса внимательно анализирует и изменения образовательной среды, и свои действия в ней. Именно исследовательский подход помогает находить успешные ответы на вызовы времени.

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас вступить в Российское общество преподавателей русского языка и литературы!
Толстой Владимир Ильич
Президент «РОПРЯЛ»



         
Vox populi

Подписка на новости

Для подписки на новоcти РОПРЯЛ введите е-mail адрес