Итоги XIV Международной студенческой олимпиады по русскому языку «ЯРус» в Сибирском федеральном университете

14 марта 2023 г. завершилась XIV Международная студенческая олимпиада по русскому языку «ЯРус», организованная Институтом филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. Информационными спонсорами олимпиады выступают МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.

Олимпиада, приуроченная к знаменательным праздникам — Международному дню родного языка (21 февраля) и Дню памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, одного из подвижников, создавших славянскую азбуку (27 февраля), традиционно проводится по трём направлениям: гуманитарному, негуманитарному и направлению «русский язык как иностранный».

С 2020 г. олимпиада получила международный статус, собрав тогда 159 студентов из разных городов России. Каждый год увеличивается число участников.
В 2023 г. в олимпиаде по русскому языку «ЯРус» приняли участие 494 студентов, из них 179 человек обучаются на гуманитарных направлениях, 120 — на негуманитарных направлениях и 195 — изучают русский как иностранный.

География участников весьма обширна. Среди иностранных студентов — представители ближнего и дальнего зарубежья – Армении, Беларуси, Вьетнама, Гвинеи, Египта, Индии, Ирака, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Мали, Марокко, Монголии, Мозамбика, Сирии, Танзании, Того, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Экваториальной Гвинеи.
Российские участники — это студенты из Абакана, Горловки, Донецка, Екатеринбурга, Ессентуков, Железногорска, Калининграда, Каратуза, Красноярска, Куйбышева (Новосибирская область), Лесосибирска, Москвы, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Орехова-Зуева, Пятигорска, Рыбницы, Санкт-Петербурга, Саранска, Тольятти, Томска, Саяногорска.

Задания для олимпиады составлялись членами кафедры русского языка и речевой коммуникации и кафедры русского языка как иностранного Института филологии и языковой коммуникации СФУ. Особенностью олимпиады «ЯРус» является ее дистанционный характер, поэтому задания разрабатывались с учетом того, что участникам будут доступны разные источники информации. Задания были уникальными, ответы на них невозможно найти в готовом виде, но при этом участники могли привлекать лексикографические или текстовые источники, проявляя в ответах смекалку и творчество.

Задания для гуманитарного направления требовали широкого кругозора, знания традиционной народной культуры, умения анализировать языковые факты и создавать тексты. Вот примеры некоторых заданий:

Перед вами фрагменты текстов, в которых коренные жители Богучанского и Кежемского районов Красноярского края рассказывают об одной игре из своего детства: а) Рюшки и сохатец. Вот рюшка — это одна, сохатец — три. И бьёшь вот. У меня откатило сюда — ты бьёшь, твоя очередь. Бросил, вот так, не долетела. Смерил, перехватил, значит, я твои забираю. б) Вот, там выставляешь несколько, там их повдоль, вот. Отходишь метров на пять, вот, или сохачом, или чухой сшибать их. Сколько сшиб — в карман.

Назовите игру, о которой рассказывают диалектоносители. Найдите логическую ошибку в представленном тексте и обоснуйте свой ответ со ссылкой на конкретный закон логики, который нарушен в этом тексте: Учёные уже давно всё выяснили насчет работы нашего мозга, так что скоро искусственный интеллект заменит человека во многих местах.
Задания для негуманитарного направления касались культуры русской речи, ее выразительности и богатства. Примеры заданий;

В алфавитном порядке даны псевдонимы. Четыре из них созданы на основе общего принципа. Назовите этот принцип. Напишите в алфавитном порядке фамилии авторов, скрывающихся под этими четырьмя псевдонимами: Вокуж, Вокялвеш, Лебов, Рензвеп, Ренизагам.

В произведениях русских классиков используется словосочетание «чёрные слова», но ничего не говорится о «словах белых». Какие слова вы бы назвали «белыми»? Ответ аргументируйте, приведите примеры.

Задания для иностранных студентов предполагали глубокое знание русского языка, умение создавать тексты на нем, разбираться в его фонетических законах, в специфических явлениях, таких, как грамматическая омонимия. Участники демонстрировали свою пунктуационную грамотность и умение использовать фразеологические обороты в речи. Приведем пример одного задания:

В русском языке есть слова, которые имеют разное лексическое значение, но совпадают по написанию в грамматической форме, например: Он нечаянно задел вазу, и она упала на пол; В любом строительстве важен хороший задел. Найдите в каждом ряду подобное слово. Аргументируйте свой ответ. Составьте с этим словом по 2 предложения, продемонстрировав описанное явление.

1) Видел, вывел, вымел, горел, повёл, подсел, раздел, сидел.

2) Забила, заводила, говорила, давила, кормила, курила, лепила, топила.

3) Гладило, пилило, ранило, садило, светило, стоило, ходило, твердило.

Победителями гуманитарного и негуманитарного направлений стали студенты Донецкого национального университета, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Оренбургского государственного университета, Сибирского федерального университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева, Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Иностранные студенты, получившие дипломы 1, 2 и 3 степени за выполнение заданий по направлению олимпиады «русский как иностранный», представляли как российские, так и зарубежные университеты: Астраханский государственный технический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, Пятигорский медико-фармацевтический институт, Балтийский военно-морской институт, Санкт-Петербургский государственный университет, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, Северный (Арктический) федеральный университет (филиал САФУ в Северодвинске), Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, Сибирский федеральный университет, Сибирский юридический институт МВД России, Военно-морская академия им. адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова (филиал в Калининграде), Ургенчский государственный университет.

Оргкомитет олимпиады установил дополнительные награды (дипломы) студентам, чьи ответы на задания продемонстрировали оригинальное выполнение или основательный, вдумчивый, творческий подход.

Результаты олимпиады «Ярус» опубликованы на сайте Института филологии и языковой коммуникации СФУ: https://ifiyak.sfu-kras.ru/news/pozdravlyaem-pobediteley-xiv-mezhdunarodnoy-studencheskoy-olimpiady-sfu-po-russkomu-yazyku/

Евсеева И.В., Кудрявцева Е.А., Лесинская А.К.
Сибирский федеральный университет